Практика последних лет наглядно показывает, что наибольшие риски предпринимательской деятельности связаны не столько с недобросовестными действиями контрагентов, сколько с осуществлением государственного контроля со стороны самых разнообразных органов.
Проведение контролирующими органами всевозможных проверок с последующим наложением санкций способно затронуть любую форму ведения бизнеса и создать угрозу для его нормальной работы с риском серьезных финансовых потерь.
Существующее в настоящее время количество надзорных ведомств и характер санкций, которые могут ими налагаться по итогам проверки, позволяет в полной мере осознать всю серьезность и актуальность данной проблемы.
Так, в качестве наглядного примера можно привести лишь часть нарушений и санкций за них:
Нарушение: | Санкция: |
---|---|
Нарушение требований пожарной безопасности | Штраф до 1 000 000 рублей; |
Нарушение законодательства о рекламе | Штраф до 500 000 рублей; |
Нарушение природоохранного законодательства | Штраф до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности компании; |
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований | Административное приостановление деятельности проверяемой организации в большинстве случаев. |
Приведенные примеры составляют лишь небольшую часть тех нарушений, которые урегулированы действующим административным законодательством.
Поэтому важно иметь понимание того, в чем состоит процедура проведения проверок, и как можно избежать применяемых по итогам таких проверок мер государственного принуждения.
1. Формы проведения проверок.
Итак, закон предусматривает следующие формы проведения проверок: плановая и внеплановая проверка.
Плановая проверка проводится в соответствии с определенным графиком проверок, утверждаемым уполномоченным в своей области органом государственного контроля. График проверок размещается этим органом на своем официальном сайте. Т.е. сведения обо всех плановых проверках являются общедоступными, и любая организация, зайдя на сайт соответствующего контролирующего органа, может получить информацию о том, будет ли в отношении нее проводиться плановая проверка в текущем году.
Другой формой проверки является проверка внеплановая. Она проводится при поступлении в контролирующие органы информации о том, что в результате действий организации причиняется вред жизни и здоровью граждан либо создается угроза такого причинения. И целью такой проверки будет являться предотвращение возникновения возможных чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, истечение срока на исполнение предписания, ранее выданного контролирующим органом, будет основанием проведения плановой проверки для контроля за его исполнением.
2. Уведомление о проведении проверки.
Действующее законодательство устанавливает правило об обязательном уведомлении организации перед проведением проверки.
Так, в случае плановой проверки компания должна быть уведомлена не позднее чем за три дня до ее проведения, при внеплановой — не позднее чем за 24 часа. К способу уведомления закон особых требований не предъявляет.
Проведение проверки без предварительного уведомления организации допускается лишь в исключительных случаях, когда в результате ее деятельности причинен либо причиняется вред жизни и здоровью граждан и при иных подобных обстоятельствах.
Особо следует отметить, что проведение проверки без предварительного уведомления либо нарушение сроков такого уведомления является грубым нарушением законодательства о государственном контроле и служит самостоятельным основанием для отмены результатов проверки.
3. Сроки проведения проверок.
Сроки проведения проверки по общему правилу не могут превышать 20 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще не более чем на 20 дней.
Применительно к плановым проверкам закон устанавливает сокращенные сроки для их проведения в отношении субъектов малого предпринимательства (предприятия численностью работников не свыше 100 человек и выручкой не более 400 млн. рублей в год) и в отношении микропредприятий (компании с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой не свыше 60 миллионов рублей в год).
Так, в отношении малых предприятий общая продолжительность плановых проверок, проводимых всеми органами государственного и муниципального контроля в течение года, не может превышать 50 часов, для микропредприятия — не более 15 часов.
Продление сроков проведения проверок допускается лишь в исключительных случаях, когда требуется проведение длительных испытаний, экспертиз и исследований.
Превышение установленных сроков проведения проверок либо продление срока проверок при отсутствии для этого исключительных причин способно повлечь отмену результатов проверки по заявлению проверяемой организации.
4. Итоги проверки.
По итогам проверки составляется акт проверки, фиксирующий выводы контролирующего органа о наличии либо отсутствии нарушений в действиях проверяемого лица.
Одновременно к акту проверки могут прилагаться документы, составленные в ходе проверки (протоколы исследований, испытаний, экспертиз и т.д.), и подтверждающие выявленные контролирующим органом правонарушения.
Наиболее частым результатом окончания проверки являются различные негативные последствия для проверяемого лица.
В качестве таких последствий могут выступать:
— Штраф, размеры которого могут превышать один миллион рублей;
— Административное приостановление деятельности организации;
— Предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Оспаривание результатов проверки.
Намерение оспорить наложенные по итогам проверки санкции требует принятия ускоренных мер защиты ввиду наличия определенных сроков для оспаривания этих санкций.
Так, срок для судебного оспаривания постановления о наложении штрафа составляет 10 дней с момента вручения копии такого постановления. Срок для оспаривания предписания равен 3 месяцам с момента его вынесения.
В настоящий момент обращение с целью оспаривания санкций в тот или иной судебный орган зависит от конкретного правонарушения, за которое организация была привлечена к ответственности.
В случае если штраф либо предписание были вынесены в результате правонарушения, которое не имеет отношения к предпринимательской деятельности, такие санкции подлежат оспариванию в суде общей юрисдикции. Судебная практика относит к не связанным с предпринимательской деятельностью нарушениям нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Если же организацией совершено правонарушение, непосредственно вытекающее из ее предпринимательской деятельности (нарушение законодательства о защите конкуренции, несоблюдение закона о рекламе), то санкции за такое правонарушение подлежат оспариванию уже в арбитражном суде.
Необходимость обжалования штрафов и предписаний по ряду административных дел в суде общей юрисдикции является весьма недавней тенденцией в судебной практике и связано с состоявшимся объединением Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ. Надо отметить, что до этого объединения практически любые штрафы, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обжаловались в Арбитражном суде.
Однако, вскоре после объединения, Верховным судом была обозначена возможность оспаривания административных наказаний за правонарушения, не связанные с предпринимательской деятельностью, лишь в суде общей юрисдикции.
6. Отмена результатов проверки.
Требование организации о признании штрафа и предписания незаконными могут быть признаны обоснованными в следующих случаях:
— когда в действиях организации фактически отсутствуют нарушения закона;
— когда отсутствовали основания для проведения проверки;
— когда контролирующим органом допущены грубые процессуальные нарушения при проведении проверки (организация не была уведомлена о проверке, нарушены сроки уведомления, нарушены сроки проведения проверки, не составлен акт проверки и т.д.);
— когда отсутствуют документальные подтверждения нарушений, выявленных контролирующим органом.
Надо отметить, что среди общего количества рассматриваемых судами административных дел число дел, разрешаемых в пользу лиц, оспаривающих результаты проверки, достаточно велико, что позволяет говорить о высокой эффективности механизма именно судебной защиты интересов проверяемых организаций.
В то же время, возможность оспаривания предписаний и штрафов за определенные правонарушения лишь в судах общей юрисдикции придает определенную специфику данной категории дел. Это проявляется в снижении прогнозируемости рассмотрения таких дел, в том числе по причине отсутствия устойчивых правовых подходов к разрешению тех или иных административных споров.
В этой связи большое значение приобретает привлечение специалистов непосредственно перед началом или в ходе проверки, способных уже на этом этапе принять меры к минимизации рисков проверки и облегчить оспаривание ее результатов в судебном порядке.
Опыт юристов компании «ЮрИнвест» подтверждает эффективность действий по борьбе с незаконными требованиями различных административных органов.
Так, примером успешного оспаривания итогов проверки является результат рассмотрения судом спора между кемеровской стоматологической клиникой «Улыбка» и Главным управлением МЧС РФ по Кемеровской области. В указанном случае по результатам проверки клинике был назначен крупный административный штраф, а также вынесено предписание устранить нарушения, имеющиеся по мнению контролирующего органа.
Практика компании «ЮрИнвест» также знает иные примеры успешного сопровождения административных споров, среди которых споры с органами местного самоуправления, антимонопольными органами (решение антимонопольной службы признано незаконным, переток электроэнергии и защита конкуренции) и органами по контролю за уплатой страховых взносов («Срочный» вопрос).
Подробный анализ перспектив конкретного дела, грамотная подготовка правовой позиции с учетом особенностей законодательства и специфики подхода судебных органов существенно увеличивает шансы на достижение положительного результата в суде при необоснованных претензиях государственных структур.