Новый порядок рекламы медицинских услуг

Комментарий Антона Крючкова по вопросу изменений в законе «О рекламе»

Комментарий Антона Крючкова по вопросу изменений в законе «О рекламе»

В ноябре 2013 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон о внесении изменений в ряд законодательных актов. Изменения коснулись, в том числе, и закона «О рекламе», а именно рекламы медицинских услуг.

Если ранее закон содержал ограничения на рекламу методов лечения и лекарственных препаратов, отпускаемых рецепту, то с 01 января 2014 года под запрет попала реклама медицинских услуг.

Для того чтобы понять, что именно скрывается под термином «медицинская услуга» необходимо обратиться к целому ряду документов: Федеральное законодательство, судебная практика и разъяснения антимонопольной службы.

Так, согласно положениям законодательства об основах охраны здоровья граждан в российской федерации, «медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Вопрос о соотношении понятий «медицинская деятельность» и «медицинские услуги» уже возникал в судебной практике.

Так, постановление пленума Высшего Арбитражного Суда от 2012 году содержит следующий вывод: «Понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга". В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.»

Несмотря на то, что позиция ВАС РФ касается несколько иной нормы закона, данный вывод, вероятнее всего, полностью применим и к тем изменениям, которые вступили в силу с 01 января 2014 года.

Это предположение подтверждается и позицией контролирующего органа – Федеральной Антимонопольной Службы, отраженной в официальных разъяснениях от 20 января 2014 года.

Разъяснения, направленные в адрес территориальных органов, содержат указание на то, что реклама медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В то же время, учитывая указанные различия между понятиями «медицинская деятельность» и «медицинская услуга», сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает под обсуждаемый запрет.

Допустимой является реклама, которая содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например «стоматология», «терапия», «педиатрия».

Каким образом сформируется применение изменений на практике, я думаю, мы узнаем уже в самое ближайшее время.

«Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 04.02.2014

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме