«Новый год – новые правила». Этот подход уже стал своеобразной традицией для законодательной власти нашей страны. Основная масса самых различных законов вступает в силу именно с 01 января.
2014 год не стал исключением. В том числе и в части налогового законодательства.
1. «Новые правила»
Федеральным законом N 153-ФЗ были внесены весьма существенные изменения в Налоговый кодекс еще 02 июля 2013 года. Однако значительная часть данных изменений вступает в силу лишь с 2014 года.
Не пытаясь охватить весь массив изменений, приведем некоторые из них, которые вступили в силу с 01 января.
- Налоговая проверка и порядок обжалования
Вводится обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
Ранее обращение в вышестоящий орган было обязательным только при обжаловании решений по результатам налоговой проверки.
Представляется, что на практике данная норма может создать очень много трудностей для налогоплательщиков. Если ранее, при обжаловании решений о приостановлении операций по расчетному счету, налогоплательщик мог сразу обращаться в суд и рассчитывать на приостановление оспариваемого решения до разрешения спора по существу (в случае применения обеспечительных мер), то теперь такой возможности нет – необходимо соблюдение обязательной досудебной процедуры.
Несмотря на то, что вышестоящий налоговый орган также вправе приостановить действие оспариваемого акта, можно предположить, что новая досудебная процедура может создать много сложностей для налогоплательщиков.
Следует отметить, что досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
- НДФЛ
Если ранее использование имущественного вычета при приобретении объекта недвижимости не в полном объеме лишало налогоплательщика «неиспользованного остатка», то теперь налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время - 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья.
К тому же при покупке недвижимости в общую долевую или общую совместную собственность каждый из совладельцев вправе получить имущественный вычет в пределах 2 млн руб. Соответствующее положение о распределении имущественного вычета между совладельцами теперь не содержится в ст. 220 НК РФ).
- Налог на добавленную стоимость
Начиная с 2014 года плательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представлять в инспекцию декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Данное положение начиная с отчетности за I квартал 2014 г. Соответственно, при представлении декларации за IV квартал 2013 г., а также уточненных деклараций за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2014 г., налогоплательщики вправе руководствоваться старой редакцией ст. 174 НК РФ.
- Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)
Изменения затронули порядок определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Теперь налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость.
К таким объектам могут быть отнесены в том числе:
- административно-деловые центры и торговые центры;
- нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания.
Ежегодно не позднее 1 января, перечень имущества, которое относится к этим категориям, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
25 декабря прошлого года Губернатор Кемеровской области подписал распоряжение № 1004-р «Об определении на 2014 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».
Отмечу, что это лишь часть изменений, вступивших в силу с 2014 года.
2. Интрига года
Кроме тех изменений, которые уже вступили в силу, нельзя обойти стороной и другие крайне примечательные события, которым только предстоит произойти.
Я бы выделил два наиболее интересных из них.
- В первую очередь речь идет об упразднении Высшего Арбитражного Суда.
Если ранее все правовые позиции в этой сфере формировались именно ВАС, то теперь этим займется Верховный Суд. Стоит отметить, что такое «перераспределение» вряд ли будет простой формальностью. ВАС РФ отличался достаточно активным подходом в формировании сбалансированной судебной практики по налоговым спорам. Основной заслугой этой высшей судебной инстанции стала значительная предсказуемость последствий для тех или иных действий налогоплательщиком. Как изменится практика по налоговым спорам после окончательного упразднения ВАС РФ, мы сможем узнать уже в этом году.
- Не меньший интерес вызывает инициатива Президента РФ по возврату к ранее действовавшему порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
В настоящее время действует норма, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Напомню, что такой порядок возбуждения данной категории дел был введен в 2011. Однако в материалах к внесенному Президентом РФ законопроекту отмечается, что такая процедура существенно затрудняет использование в уголовном процессе результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел РФ в рамках борьбы с налоговой преступностью. В связи с этим предлагается восстановить общий порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел.
3. Прецедент года
В 2013 году ВАС РФ проявил традиционную активность в формировании практики по налоговым спорам. Список всех существенных прецедентов может легко перейти за 10-15 пунктов. Отмечу лишь одно из таких дел:
- Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12 (дело ООО «Металлургсервис»).
Этот прецедент, фактически продолжил ряд ключевых выводов ВАС о том, какие конкретно обстоятельства (или их совокупность) могут ил не могут свидетельствовать о получении (не получении) налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Спор развернулся вокруг такого метода управления бизнес-процессами как «дробление бизнеса» и «децентрализация». Этот метод очень часто квалифицировался налоговыми органами и судами как «агрессивная налоговая оптимизация», даже в тех случаях, когда никакой «схемы» и не было.
В указанном деле основанием для доначисления сумм налогов послужил вывод инспекции о формальном разделении компанией бизнеса, целью которого являлось получение необоснованной налоговой выгоды вследствие сохранения права на применение в отношении одного из осуществлявшихся видов деятельности специального налогового режима – системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Управленческие решения общества по прекращению осуществления отдельного вида деятельности и организации его на базе вновь созданного юридического лица, были расценены нижестоящими судами как «дробление» бизнеса и приняты в качестве единственного основания для признания действий общества направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.
Президиум ВАС РФ встал на сторону налогоплательщика и дал более четкие разъяснения по вопросу допустимых пределов бизнес-структурирования.
4. Ожидания
- Налоговые каникулы для малого бизнеса.
Это событие проанонсировал Президент РФ, выступив 12 декабря 2013 с посланием к Федеральному собранию. Тогда он заявил, что малым предприятиям, вновь открывающимся в российских регионах, целесообразно предоставить налоговые каникулы сроком на два года. По его словам, впоследствии это окупится дополнительными поступлениями в бюджеты регионов и муниципалитетов.
Соответственно, в ближайшее время следует ожидать появления законопроектов, направленных на внедрение этой инициативы.
- Новые подходы к понятию «необоснованная налоговая выгода» (вплоть до появления этого термина в нормах НК РФ).
Термин «необоснованная налоговая выгода» является на сегодняшний день самым распространенным в текстах судебных актов по налоговым спорам
Но, как ни парадоксально, в тексте самого Налогового кодекса этот термин отсутствует. До сих пор он существует лишь благодаря постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Основная борьба с «налоговыми схемами» ведется арбитражными судами с помощью именно данного постановления. Следственный комитет России считает, что запрет следует закрепить в законе.
Ни для кого не секрет, что экономическая ситуация в стране в настоящий момент далека от идеала. Все чаще можно встретить упоминания о дефиците бюджета. Способы пополнения казны в таких ситуациях, к сожалению, всем известны. Повышение налоговых поступлений – один из самых эффективных способов борьбы с таким дефицитом.
Хочется выразить надежду, что эта ситуация не станет отправной точкой для очередных негативных изменений положения налогоплательщиков.
Материал подготовил Антон Крючков.