Надзорные каникулы для малого бизнеса

Уникальные послабления для малого бизнеса.
Мораторий на целый ряд проверок комментирует Антон Поликутин.

Материал подготовили

В числе наиболее высоких рисков предпринимательской деятельности традиционно сохраняются всевозможные формы государственного контроля, предсказуемым результатом которого выступает наложение всевозможных санкций на проверяемую организацию.

Между тем, на текущий момент действующее законодательство имеет механизмы, благодаря которым значительная часть бизнеса может претендовать на освобождение от плановых проверок на ближайший трёхлетний период.

Речь идёт о так называемых «надзорных каникулах» для малого бизнеса, установленных с 2016 года недавними изменениями в Закон №294-ФЗ. Суть указанных нововведений в том, что при соответствии компании критериям, позволяющим отнести её к числу малых предприятий, такая компания освобождается от проведения плановых проверок в течение 2016 – 2018 гг.

Правда сразу стоит оговориться. Рассматриваемый закон (а, следовательно, и введенные каникулы) не распространяется на целый ряд проверок. Речь идет о налоговых проверках, проверках внебюджетных фондов, валютном контроле.

В свою очередь, при решении вопроса о наделении статусом малого предприятия, учитываются два основных критерия:

 

- Размер выручки от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должен превышать 800 миллионов рублей. Для целей освобождения от проверок данный критерий подтверждается отчётом о финансовых результатах за один календарный год из трёх предшествующих лет. Т.е. возможно предоставить отчёт за любой из трёх прошедших годов, в котором сумма выручки не превышала установленного лимита в 800 миллионов.

- Численность сотрудников не должна превышать 100 человек. Подтверждается сведениями о среднесписочной численности работников организации за тот же период, за который представлен отчёт о финансовых результатах.

Сама процедура освобождения от проверок может происходить следующим образом.

Вариант первый, наиболее удобный для проверяемого лица. Контролирующий орган самостоятельно, с использованием возможностей межведомственного взаимодействия, исключает из плана проверок тех лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Подобная ситуация исключает необходимость совершения каких-либо дополнительных действий для потенциальных объектов проверки, но требует определённой активности контролирующих органов в этом направлении.

Второй вариант. Затрагивает ситуацию, когда субъект малого предпринимательства уже включён в ежегодный план проверок. В этом случае закон предоставляет право направить проверяющему лицу заявление об исключении компании из ежегодного плана проверок с приложением документов, подтверждающих статус малого предприятия. В случае удовлетворения контролёром такого заявления юридическое лицо исключается из ежегодного плана проверок.

Третий вариант. Характерен для случаев, когда соответствующие должностные лица уже фактически прибыли для проведения проверки. В такой ситуации проверяемая организация непосредственно прибывшим должностным лицам вправе представить документы, свидетельствующие об отнесении её к числу малых предприятий. При отсутствии у контролёров претензий к представленным документам проведение проверки прекращается, о чём составляется соответствующий акт.

Надо отметить, что правило об освобождении от проверок распространяется не на все категории малых предприятий. Так, вне зависимости от размера выручки и количества работников проверяются по общим правилам организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, теплоснабжении, электроэнергетике, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сохранение в отношении субъектов указанной деятельности общей периодичности проведения проверок может быть обусловлено в том числе повышенной социальной значимостью таких организаций.

К числу исключений также относятся компании, в отношении которых в течение трёх лет, предшествующих проверке, был вынесен административный штраф за нарушение, поименованное в КоАП РФ в качестве грубого, либо применена санкция в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

В целом значение указанных изменений для малого бизнеса трудно переоценить. Важным при этом является оказание контролирующими органами содействия в реализации предпринимателями предоставленных прав и недопущение злоупотреблений со стороны контролёров при принятии решения об освобождении от проверок. В то же время ключевая роль в процедуре освобождения от проверок отведена самим же предпринимателям, от активного поведения которых будет напрямую зависеть успешная реализация данного механизма.

Если в отношении вас или вашей компании планируется или уже инициирована проверка любым надзорным органом и вы хотите свести к минимуму риски негативных последствий, то мы готовы предложить свои услуги и будем рады видеть Вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Вы также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме