Как правильно уволить директора?

Директор – ключевая фигура в организации, обладающая широкими полномочиями. Собственникам бизнеса важно уделить особое внимание увольнению такого работника. Это может избавить от серьезных проблем в будущем. Вместе с Артёмом Устиновым детально разбираем как правильно и безопасно для фирмы уволить руководителя.

Материал подготовили

Когда можно уволить директора?

Основания для увольнения директора схожи с увольнением других сотрудников. Руководитель может уйти по собственному желанию, по соглашению сторон или по инициативе работодателя, а также в случаях банкротства и ликвидации организации.

Директор также может быть уволен и без указания мотивов. Тогда фирма обязана ему выплатить компенсацию в размере не менее трех средних месячных заработков.

Что важно учесть?

При  увольнении директора необходимо обеспечить создание условий для передачи  документов, учётных данных и товарно-материальных ценностей.

Чем конкретнее будут оформлены бумаги, тем лучше для общества. У бизнеса будет ниже риск пострадать от деятельности недобросовестного директора, и выше вероятность привлечь такого сотрудника к ответственности.

Как происходит увольнение?

  • 1. Принятие решения об увольнении директора оформляется решением единственного участника или протоколом общего собрания. Действие трудового договора прекращается в дату принятия решения об увольнении работника, если иная дата не указана в самом решении.
  • 2. Вынесение приказа об увольнении директора. С документом о прекращении трудового договора руководитель должен быть ознакомлен под роспись.
  • 3. Обязательное проведение инвентаризации. От этого этапа зависит возможность привлечь директора к ответственности за допущенные проступки.

Для проведения проверки формируется комиссия. В нее могут войти представители администрации фирмы, бухгалтерия и другие специалисты.  Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов проверки недействительными.

Увольняемый директор должен обязательно присутствовать в ходе инвентаризации. Так, если возникнет судебный спор о причинении материального ущерба бывшим руководителем, работодателю в требованиях могут отказать.

Бывший начальник  должен предоставить расписку о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии. Ценности - оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.

Если в ходе описи будут выявлены расхождения состава имущества с данными учета, то составляются сличительные ведомости. При выявлении несоответствия состава имущества выносится приказ об утверждении результатов инвентаризации. В приказе прописывают итоги проверки, на основании которого ответственных лиц можно привлечь к суду.

  • 4. Передача дел и документов.

При смене руководителя компании необходимо обеспечить передачу бухгалтерских документов, важных сведений и печати организации. Порядок передачи каждая организация определяет самостоятельно.

Комментирует юрист Артём Устинов:

«Смена руководителя организации –  важный процесс. Его проведение должно быть направлено на то, чтобы к моменту прекращения трудовых отношений собственники бизнеса получили представление о реальном состоянии дел в организации.

При этом правильное оформление увольнения директора представляет собой не меньшую значимость, чем деятельность по проверке результатов его работы сама по себе.

Нарушения, допущенные при проведении увольнения (нарушение сроков, проведение процедур без ведома увольняемого и т.д.), опасны недействительностью проведенной при увольнении проверки. Это может привести к  тому, что в случае судебных разбирательств уволенного директора нельзя будет привлечь к ответственности. Кроме того, бывают ситуации, когда за принесенные бизнесу убытки приходится расплачиваться самим собственникам фирмы».

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме