Донос - дело добровольное

Законопроект «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения и оплаты труда» принят в первом чтении областным советом депутатов Кемеровской области. Для борьбы с «серыми» зарплатами и «зарплатами в конвертах» губернатор предложил выплачивать вознаграждение из бюджета гражданам, «предоставившим достоверную письменную информацию» о подобных нарушениях.

Материал подготовили

Законопроект «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения и оплаты труда» принят в первом чтении областным советом депутатов Кемеровской области. Для борьбы с «серыми» зарплатами и «зарплатами в конвертах» губернатор предложил выплачивать вознаграждение из бюджета гражданам, «предоставившим достоверную письменную информацию» о подобных нарушениях.

«Популизм» - осмелюсь предположить, что это первое что приходит в голову многим людям в связи с данным законопроектом.

Именно так думал и я в конце прошлого года, когда эта инициатива была озвучена впервые.

«Ну какой здравомыслящий сотрудник пойдет доносить на своего работодателя? Если работа и работодатель не устраивает, нет никаких препятствий уйти в другую компанию. Какой смысл доносить? Ведь это все равно ни к чему не приведет, кроме как к окончательному «разрыву» отношений» - примерно так рассуждал я в первое время. Никакого эффекта, кроме громких заявлений, от этой идеи я не ожидал.

Но все изменилось после беседы с одной моей знакомой, которая поделилась первыми результатами уже в декабре 2013 года (когда никакого первого или второго чтения не было еще даже близко).

По словам предпринимателя, несколько человек моментально написали письма, в которых заявили о «серых» зарплатах.

В этот момент я отчетливо представил всю востребованность этой инициативы «на местах».

Очевидно, что данный закон, еще до своего появления, способен создать множество проблем предпринимателям. Масштаб обращений после принятия закона может оказаться очень внушительным.

Стоит отметить, что реализация идеи, которая положена в основу проекта, мне видится крайне сложной и маловероятной. Дело в том, что упоминаемые 10% предполагаются к выплате лишь при условии а) надлежащего подтверждения информации и б) поступления денежных средств в бюджет.

Надлежащее подтверждение информации возможно лишь одним способом – выездная налоговая проверка. Даже если предположить оперативное реагирование налоговых органов на обращение (что крайне маловероятно), то от момента начала проверки до момента вынесения решения практически никогда не проходит менее 6 месяцев. Процедура обжалования в свою очередь может занять еще около одного года. Очевидно, что данная процедура не только растянута во времени, но и весьма затратна: необходимо задействовать как минимум одного инспектора и юриста.

Загруженность налоговых органов никаких нельзя назвать небольшой. При этом нередко приходится слышать, что критерием отбора налогоплательщика для проверки является возможность доначисления не менее двух миллионов рублей.

Очевидно, что никакая серая зарплата одному или нескольким сотрудникам не позволят обеспечить такую сумму доначисления.

Поэтому вероятность «активизации» налоговых органов в этом направлении я расцениваю как невысокую.

Не менее интересно обстоит дело и со вторым условием выплаты вознаграждения «поступление денежных средств». Очевидно, что встретить «серую зарплату» на крупных предприятиях области практически невозможно. Масштаб бизнеса предполагает иные схемы оптимизации налогов. Большая часть предпринимателей, которые работают таким образом, – это малый и средний бизнес. При этом вряд ли налоговый орган, инициировав выездную налоговую проверку, ограничится лишь проверкой поступившего сообщения. Наверняка будут затронуты и такие вопросы как налог на прибыль и НДС. Сумма доначисленных налогов в этой ситуации наверняка будет измеряться не одним миллионом рублей.

Как показывает практика, вынесенные решения по итогам налоговых проверок очень часто остаются неисполненными. Это объясняется тем, что для выплаты нескольких миллионов доначисленных налогов чаще всего просто нет средств. А способы, которые позволят сохранить бизнес без погашения долга, уже давно ни для кого секретом не являются.

В этой связи можно предположить несколько трудностей, о которых стоит напомнить потенциальным «заявителям»:

  • Вероятность оперативного реагирования налоговых органов на разовые сообщения крайне низка;
  • Период времени, который может пройти с момента обращения до момента подтверждения информации может составить до полутора лет;
  • Результатом сообщения о «серой зарплате» в несколько тысяч рублей может стать полноценная налоговая проверка и большие доначисления, которые будут «несовместимы» с дальнейшей работой компании;
  • Вероятность полного погашения недоимки в такой ситуации далека от 100%, что также снижает вероятность получения тех самых 10%;

Если целью обращения сотрудника является действительно намерение изменить ситуацию на предприятии, то, как мне представляется, такое обращение далеко не самый эффективный способ.

С другой стороны, если перед сотрудником стоит задача навредить своему работодателю перед увольнением, то в руках недобросовестных работников появляется весьма интересный инструмент.

Рискну предположить, что мотивом большей части обращений будет не столько желание «исправить» ситуацию, сколько попытка навредить или отомстить работодателю. А такая мотивация может дать очень неплохую почву для широкого применения закона.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме