Размер доли и влияние на бизнес - два совершенно разных вопроса

Давайте определимся раз и навсегда. 51% — это не волшебная цифра, которая автоматически дает контроль. А распределение долей 50 на 50 – не всегда идеальный расклад (хоть и поровну).

Материал подготовили

Предприниматели считают, что размер доли определяет, кто главный в бизнесе. Разве степень важности партнера определяется размером доли? Чем больше доля, тем больше прав и весомее слово? Не всегда так.

Если у Партнера 1 — 49%, а у Партнера 2 — 51%, это не значит, что все важные решения в бизнесе принимает Партнер 2, а Партнер 1 стоит в углу.

Согласитесь, если Партнер 1 более компетентен в определенной части бизнеса (например, в продажах), логичнее отдать ему главенство в принятии решений по этой части вопросов.

Владея 90% компании, можно совершенно не иметь контроля над ней. Так случается, когда по уставу все решения в компании принимаются единогласно.

Представьте весь сюр, когда у вас 90%, вы хотите сменить директора, но не можете это сделать без 10% голосов второго партнера (который, к слову, и является директором).

⚖ Доля в бизнесе изначально распределяется на основании того, кто и что вкладывает в бизнес.

А вложить можно:

  1. Экономический капитал: деньги, сырье, продукция, оборудование;
  2. Человеческий капитал: время, компетенция, внимание;
  3. Социальный капитал: связи и репутация.

 

Кстати, у нас есть специальный метод, который позволяет наиболее справедливо рассчитать долю в бизнесе на основании вложенного капитала.

Получив долю, партнеры должны понимать, что она им дает.

Здесь есть четыре аспекта:

  1. Право голосовать и принимать решения.
  2. Право на получение дивидендов.
  3. Доля в убытках.
  4. Доля во владении.

 

Подробней каждый аспект разберем в следующем посте.

Забегая вперед – партнеры могут договориться, что Партнер 1 владеет 80% долей, но получает только 20% прибыли, а его голос имеет вес в 10% по всем вопросам, кроме продаж, где у него вес голоса 80%.

При этом, можно договориться, что проценты изменятся в зависимости от наступления определенных условий (выход нового продукта, полный возврат инвестиций и др.).

Это нормально. Важно распределять все параметры долевого участия. Если нет распределения — ваша доля выглядит как непроработанная договоренность. На этой почве могут возникать конфликты.

Размер доли и вопросы долевого участия можно обсудить на партнерской сессии. Мы на связи.

Важен не только размер, но и то, как вы используете свои проценты.

Сегодняшний пост для вас подготовила Юлия Середа.

 

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме