Про изменения ГК о юридических лицах

01 сентября 2014 года вступили в силу очередные изменения, внесенные в Гражданский кодекс. Они затрагивают практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.

Материал подготовили

01 сентября 2014 года вступили в силу очередные изменения, внесенные в Гражданский кодекс. Они затрагивают практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.

Изменения, касающихся правового положения юридических лиц, комментирует партнер компании «ЮрИнвест» Наталья Болотова.

Прежде всего, стоит отметить, что изменения носит более чем масштабный характер.

Закон меняет не только само понятие юридического лица, но и по-другому выстраивает всю систему юридических лиц, предлагая принципиально иную классификацию.

Конечно, подобные изменения были уже более чем актуальны. Гражданский кодекс необходимо было привести в соответствие с иными федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц, а также закрепить в основном законе многие подходы, ранее уже сформированные судебной практикой.

Стараясь не углубляться в юридические тонкости, касающиеся в целом всех изменений законодательства о юридических лицах, попробуем тезисно перечислить те изменения, которые будут интересны любым субъектам хозяйственных отношений.

 

Создание организаций по новым правилам

1. Существенным изменениям подвергся перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Если такой вид как общество с дополнительной ответственностью был практически невостребован со стороны бизнеса, то упразднение таких форм как закрытое акционерное общество затронет многих.

2. ГК РФ теперь содержит норму, регламентирующую вопросы принятия решения об учреждении компании. В решении о создании компании должна содержаться следующая информация:

  • об утверждении устава;
  • о порядке, размере, сроках и способах образования имущества фирмы;
  • об избрании органов компании;
  • сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения компании и порядке совместной деятельности учредителей для создания компании (для корпоративных компаний);
  • иные сведения, обязательные для включения в силу закона.

3. Единственным учредительным документом теперь является устав.

При этом организация может использовать типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом. То есть при регистрации юридического лица, заявитель будет заполнять анкету, указывая выбранный им тип устава для создаваемой данной организации.

В результате, для многих представителей малого бизнеса может отпасть необходимость обращения за юридической помощью в подготовке учредительных документов, так как это значительно упростит процедуру регистрации.

Конечно, при желании учредители смогут разработать свой вариант устава, но зачастую многим достаточно и типовой формы.

Кроме того, организация может утвердить внутренние регламенты или другие документы для регулирования внутрикорпоративных отношений при условии, что они не противоречат учредительным документам.

4. В учредительных документах (уставе) адрес указывается только в части названия населенного пункта или муниципального образования, а более подробный адрес будет указан в выписке из ЕГРЮЛ на основании данных, указанных в заявление на регистрацию.

При этом организация отвечает за те последствия, которые возникли в результате неполучения ей юридически значимых сообщений по указанному в ЕГРЮЛ адресу. При этом организация считается получившей послание, даже если она не располагается по указанному адресу.

5. Новый закон отменяет необходимость предварительной, то есть до государственной регистрации организации, оплаты уставного капитала (это для ООО). Согласно новым правилам участники должны оплатить свои доли не позднее 4 месяцев со дня, когда организация прошла государственную регистрацию.

При этом в случаях, если оплата уставного капитала не была произведена, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.

Минимальный размер уставного капитала необходимо будет оплачивать денежными средствами, больший размер можно вносить имуществом. Оценка не денежных вкладов должна будет осуществляться только независимым оценщиком.

6. Регистрирующий орган обязан проверить только достоверность сведений внесенных в реестр, без проведения правовой проверки документов, что, в свою очередь, также должно упростить процедуру регистрации юридического лица.

Реестр юридических лиц, а также сведения, содержащиеся в нем, считаются публично-достоверными.

 

Управление организацией

1. С 01.09.2014 г. у юридического лица может быть несколько директоров, если это предусмотрено уставом, а значит, контрагенту придется уточнять полномочия каждого из них. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Вводиться обязанность для хозяйственных обществ подтверждать решения, принимаемые общего собрания участников в ходе деятельности общества, а также состав участников, которые присутствовали при принятии решения:

  • для публичных АО подтверждать данные сведения сможет лицо, ведущее реестр акционеров;
  • в непубличных АО — нотариус или лицо, которое ведет реестр акционеров;
  • в ООО — нотариус (если иной способ не указан в уставе или в самом решении ОСУ, за которое проголосовали все участники).

3. С сентября 2014 г. всем видам АО придется проводить ежегодный аудит.

И в целом регулирование отношений с участием АО изменилось в сторону большей свободы и устанавливается в их внутренних, в том числе учредительных, документах.

4. Закон вводит нормы о корпоративном договоре, который заключается всеми или некоторыми участниками хозяйственного общества для осуществления ими своих прав особым способом.

В договоре можно определить порядок голосования, осуществление иных действий по управлению обществом. Либо участники общества могут отказаться от реализации своих прав. Так, объем правомочий участников непубличного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем полномочий можно закрепить в уставе или договоре.

 

Ответственность органов управления юридического лица

1. С учетом сложившейся судебной практики в ГК РФ была введена ст. 53.1, касающейся ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Так если будет доказано, что руководители, члены коллегиальных органов управления или лица, определяющие действия организации, поступали недобросовестно или неразумно, они понесут ответственность в соответствии со статьей 53.1 ГК. Например, если их действия (бездействие) не отвечали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, ответственные лица обязаны возместить убытки, причиненные ими организации.

При этом понятие неразумных действий также определено судебной практикой.

 

Реорганизация юридического лица

1. Появилась возможность сочетать различные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Например, можно будет провести преобразование ООО в АО одновременно с разделением на два АО, одновременное выделение и присоединение. Благодаря этому процедура реорганизации станет проще и удобнее. Более того, станет возможна реорганизация сразу между несколькими фирмами разных организационно-правовых форм — совмещенная: слияние двух АО и трех ООО, присоединение к одному АО двух ООО и т. д. Но нельзя будет преобразовать некоммерческие организации в коммерческие, и наоборот.

2. Нововведением в данной процедуре является возможность обжалования решения, принятого участниками организации, о реорганизации. Для обжалования необходимо обратиться в суд. Но следует учесть, что даже, если суд признает данное решение недействительным, это не повлечет за собой ликвидацию образовавшегося юридического лица и не станет основанием для признания сделок, совершенных такой фирмой, недействительными.

3. Государственная регистрация процесса реорганизации юридического лица теперь возможна только после истечения срока для обжалования решения о реорганизации — в течение 3 месяцев с того момента, как была внесена запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. А значит, срок процедуры будет увеличен.

4. Последствием признания реорганизации недействительной будет обязанность общества и его участников, недобросовестно способствовавших принятию недействительного решения, а также членов коллегиального органа управления, голосовавших за реорганизацию, возместить убытки не голосовавшим участникам или тем, кто голосовал против реорганизации, и кредиторам реорганизованных юридических лиц.

5. Новеллой стала возможность признать реорганизацию несостоявшейся по иску участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации корпорации или не принимавшего участия в голосовании. Условиями предъявления этого требования являются: непринятие участниками реорганизованного юридического лица решения о реорганизации или предоставление в государственный орган документов, содержащих заведомо недостоверную информацию.

 

Ликвидация юридического лица

1. Решена проблема источников средств для ликвидации. Если для ликвидации недостаточно средств организации, то учредители или участники обязаны ее завершить за свой счет. Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества фирмы, то для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться в соответствии с законодательством о банкротстве. Об этом ликвидационная комиссия обязана уведомить всех известных ей кредиторов.

2. Когда денег у организации не хватает для удовлетворения требований кредиторов, то имущество юридического лица должно быть продано с торгов, исключение составляет имущество, которое стоит меньше 100 тысяч рублей.

3. Если у организации, которая уже исключена из ЕГРЮЛ в результате ликвидации, будет обнаружено имущество, то можно будет обратиться в суд для его распределения. Срок для такого обращения составляет 5 лет с того момента, когда будут внесены сведения в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица.

4. Подтверждается правило, согласно которому организация считается фактически прекратившей свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ, если она в течение 12 месяцев, предшествующих ее исключению из ЕГРЮЛ, не представляла документы отчетности и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету.

 

Комментарий:

Конечно, это не все изменения, которые касаются юридических лиц, но, учитывая даже их, становится понятным, насколько масштабны изменения.

И надо заметить, что это пока только теория, как все будет на практике, покажет время.

Но на сегодняшний день законодатель попытался, с одной стороны, закрепить те подходы, которые уже сложились в судебной практике, в том числе относительно ответственности директоров, определения юридического адреса организации, обязанностей регистрирующего органа, прав участников юридических лиц в период управления, реорганизации, ликвидации обществ, с другой стороны, упростить процедуру организации юридических лиц, но в то же время ограничить злоупотребления, которые имеют место быть при создании организации.

Также необходимо обратить внимание, что с момента вступления изменений в силу не потребуется в спешном порядке вносить изменения в учредительные документы действующих организаций, чтобы привести их в соответствии с новыми законами. Учесть нововведения гражданского законодательства в учредительных документах юридического лица необходимо будет при первом же внесении в них изменений, связанных с вопросами которые назрели в ходе деятельности организации.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме