Дополнительные мероприятия налогового контроля как дополнительный шанс на вычет по НДС

Специалисты компании «ЮрИнвест» помогли налогоплательщикам доказать реальность взаимоотношений с контрагентами, право на вычет и отбить доначисления налогов на общую сумму около 30 млн. руб.

Дело вели

Специалисты компании «Юринвест» помогли налогоплательщикам доказать реальность взаимоотношений с контрагентами, право на вычет и отбить доначисления налогов на общую сумму около 30 млн. руб.

Что такое камеральная налоговая проверка, известно каждому налогоплательщику.

Что такое «АСК НДС-2», тоже знает почти каждый. Это вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой НДС. Первую версию налоговые органы внедрили в 2013 году, доработанную – в январе 2015 года.

Как работает эта программа, можно узнать, изучив многочисленные комментарии контролирующих органов. Если совсем просто: сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чём причина.

Конечно, на сегодняшний день данная программа является главным помощником налогового инспектора, проводящего камеральную налоговую проверку, так как она охватывает 100 % контрагентов и значительно экономит время проверяющего.

В чем минусы для налогоплательщика?

Зачастую налогоплательщик по итогам камеральной проверки получает акт, в котором, на его удивление, все реально совершённые сделки признаются не совершёнными/не обоснованными.

При этом мероприятия налогового контроля, в том числе запросы документов в рамках ст. 93, 93.1 НК РФ, допросы свидетелей и т.п. в период самой проверки проводятся формально либо не проводятся вовсе.

Программа показала «разрыв» на каком-то из контрагентов, по нему автоматически собираются документы из «проверок других налогоплательщиков», а мероприятия относительно проверки реальности отношений именно между проверяемым налогоплательщиком и данным контрагентом как будто и не нужны.

В итоге складывается ситуация, что проверяемый налогоплательщик в период проведения камеральной проверки даже не знает о наличии у налогового органа претензий к его контрагенту, и вынесение акта с предложением отказать в вычетах по НДС, а чаще с предложением доначислить НДС, является для компании сюрпризом.

Напомним, что акт по итогам камеральной проверки выносится не всегда, а только в том случае, когда по итогам проверки выявлены нарушения налогового законодательства.

То есть формализм программы-робота в сочетании с уверенностью контролирующих органов в достаточности данных этой системы даёт результат, который не соответствует как обстоятельствам конкретной сделки, так и письменным доказательствам. Результатом этого являются значительные суммы доначислений по НДС, что для бюджета, конечно, хорошо (если контролирующему органу удастся не только отстоять свое решение о привлечении к ответственности, но ещё и получить доначисленную сумму), а вот для налогоплательщика – это путь к банкротству.

Что такое дополнительные мероприятия налогового контроля?

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время огромную роль играет такая стадия налоговой проверки, как дополнительные мероприятия налогового контроля. Именно в этот период у налогоплательщика есть шанс доказать налоговому органу реальность отношений с контрагентом и право на применение вычетов.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок этих мероприятий – не более одного месяца.

Как видим, данная стадия не является обязательной. В налоговом законодательстве нет чётких оснований для её проведения. Это ПРАВО контролирующего органа.

Но именно на этой стадии рекомендуем налогоплательщику активизироваться и доказывать налоговому органу необоснованность выводов, сделанных системой АСК НДС-2 и уже изложенных в акте камеральной налоговой проверки.

Круг полномочий контролирующих органов на стадии дополнительных мероприятий более ограничен, а именно, они вправе: истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, проводить допросы свидетелей, проводить экспертизы.

В свою очередь, права налогоплательщика на данной стадии остаются неизменными.

Практика нашей компании в последнее время показывает, что по итогам проведения дополнительных мероприятий налоговый орган нередко выносит решение об отказе в привлечении к ответственности, соответственно, отказе в доначислении налогов.

Разберём конкретные примеры: как налогоплательщик смог повлиять на выводы проверяющих, сформированных на основании данных АСК?

В трёх случаях при проведении камеральной проверки проверяющие решили, что сделки компаний, имеющих в собственности карьерные самосвалы «БелАЗ» и оказывающих транспортные услуги на разрезах Кемеровской области по поставке запасных частей для данных самосвалов, являются фиктивными.

Основанием для данных выводов как раз явились данные, полученные по АСК НДС-2.

В первом случае контролирующие органы доначислили более 22 млн. руб., во втором – более 4 млн. руб., в третьем – более 3 млн. руб.

Суммы, конечно, более чем значительные.

Именно в период дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщикам удалось доказать реальность сделок по поставке запасных частей, в том числе пришлось связываться с контрагентами и просить представить документы:

  • подтверждающие доставку данных запасных частей (так как она осуществлялась за счёт поставщика, и покупатель не мог располагать и не располагал данными документами), в том числе договор на оказание транспортных услуг, акты, товарно-транспортные накладные, платёжные поручения и иные документы;
  • подтверждающие реальную деятельность контрагента по аналогичным сделкам с иными контрагентами;
  • бухгалтерского и налогового учёта, обосновывающие «спорную» операцию с проверяемым налогоплательщиком, которых, конечно, нет и быть не может у проверяемой организации.

Необходимо отметить, что в настоящее время бизнес с пониманием относится к подобным просьбам своих покупателей/заказчиков, так как каждая компания понимает, что на месте данного проверяемого налогоплательщика в любой момент может оказаться и она.

Наталья Болотова, партнер компании:

Подобные случаи доказывания права на применение вычетов даже не на досудебной стадии обжалования решения налогового органа, а на стадии ДО вынесения самого решения, встречаются не так часто.

Но самое главное, что они есть, и уже не разово, а это значит, что налоговый орган всё же слышит доводы добросовестных налогоплательщиков, анализирует представленные документы, а не вслепую верит данным программы-робота.

Как обычно, спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Поэтому рекомендуем не ждать покорно вынесения решения по камеральной проверке, а позаботиться о предоставлении доказательств реальности сделок хоть не в момент проведения проверки (так как зачастую этот этап проходит вслепую для налогоплательщика), но уже на стадии дополнительных мероприятий налогового контроля, не доводя до вынесения решения по проверке.

 

Напишите нам

Материалы по теме