Зачастую бизнес строится и реализуется в партнёрских отношениях, и кажется, что именно наличие партнёра придаёт делу устойчивость, помогает выбрать оптимальные решения в разных ситуациях – «одна голова хорошо, а две – лучше». Но часто именно внутренние разногласия с партнёром становятся катализатором разрушения бизнеса. Возможно ли избежать жёстких конфликтов, приводящих к фатальным результатам?
Один из вариантов решения – «партнёрская сессия» – технология структурированного обсуждения совладельцами вопросов управления, корпоративных отношений, личной вовлеченности и многого другого. Это проработка возможных сценариев и принципов решения конфликтов и закрепление их в виде соглашения.
«Авант-ПАРТНЕР» поговорил с Антоном КРЮЧКОВЫМ, руководителем компании «ЮрИнвест» о специфике этой технологии, необходимости её использования и границах применимости.
– Антон Васильевич, у Вас успешная юридическая практика, в чём для Вас, как для юриста ценность технологии «партнёрской сессии», учитывая, что в Кузбассе Вы стали практически пионером её продвижения?
– Правильная договорённость – это важный этап для начала любого бизнеса. На практике мы, к сожалению, часто видим, что этот этап пропущен. Люди обсуждают объёмы вложений, доли владения и так далее. Но ведь это далеко не всё, есть ещё порядка 90% важных вопросов, без которых «бизнес не полетит».
Осознав это, мы пришли к пониманию необходимости проведения партнёрских сессий. Их главная ценность именно в детальной проработке договорённостей. Партнёрство, построенное на такой базе, гораздо более стойкое, чем то, которое состоялось без этого этапа. Это можно сравнить со строительством дома. Без правильного фундамента дом может оказаться устойчивым, но это будет счастливый случай. Без партнёрской сессии люди действительно могут построить полноценный бизнес, но это получается не у всех. Многим необходим этот диалог с участием модератора, чтобы проанализировать возможные сценарии.
– А зачем нужен модератор? Неужели без него люди не смогут договориться?
– Короткий ответ на вопрос – модератор нужен, чтобы задавать неудобные вопросы, которые партнёры не могут или не хотят задавать друг другу. Кроме того, есть вопросы о которых люди либо никогда не задумывались, либо не считают это важным.
Партнёрская сессия проводится по определённому алгоритму и имеет правила очерёдности коммуникации. Мы помогаем смоделировать различные сценарии ведения бизнеса, как успеха, так и провала. Партнёрам важно договориться о том, как они будут действовать в таких обстоятельствах.
Когда случится настоящий конфликт, возможности договариваться и идти на контакт практически не останется. А на партнёрской сессии эти ситуации моделируются таким образом, что партнёры могут ощутить проблему, но при этом сохранить возможности диалога и прийти к компромиссному решению.
– После сессии бизнес-партнёры заключают соглашение. Расскажите о нём подробнее. Для чего оно нужно? Имеет ли оно юридическую силу и какие санкции могут последовать за невыполнение?
– В первую очередь, цель партнёрского соглашения не в том, чтобы привлечь к ответственности, а в том, чтобы не пришлось привлекать к ответственности. Правильная договорённость сама по себе снижает риск будущего конфликта.
Как показывает практика, 80% конфликтов возникает не из-за желания обмануть партнёра, а из-за того, что партнёры имеют разные ценности, представления о будущем, модели поведения. Одни и те же трудности люди воспринимают по-разному. Из-за этого и возникает конфликт. А если взгляды партнёров синхронизировать, то риск возникновения конфликта существенно снижается.
Или же люди могут говорить об одном и том же, но иметь ввиду совершенно разные вещи. На этапе партнёрских сессий разное видение, спрятанное под одними и теми же словами, исчезает. Также людям свойственно менять своё отношение к вещам и ситуациям под влиянием времени и обстоятельств. Картина мира меняется, воспоминания искажаются. Для предотвращения всех перечисленных рисков и нужна письменная фиксация.
Партнёрское соглашение конечно имеет юридическую силу. Выражаясь канцелярским языком, партнёрское соглашение является смешанным договором. В нём отражены полностью все договоренности, которых достигли на сессии. Также партнёры имеют право (и мы настоятельно рекомендуем) переносить часть договоренностей в традиционные корпоративные документы: корпоративный договор, устав компании, опцион и другие. Есть разные конструкции, которые можно использовать. Они могут меняться в зависимости от характера договоренностей. Этот пакет документов позволяет придать максимальную юридическую силу всем договоренностям.
– Возможно ли неудачное завершение сессии? Если стороны не пришли к договору, это считается провалом или в некотором роде успехом?
– А что есть неудача на самом деле?
С точки зрения, что проект не начался, завершение сессии выглядит как негативный исход. Но давайте взглянем иначе. Лучше сразу на партнёрской сессии понять все риски и решить, стоит ли входить в бизнес. Если вы понимаете, что вам это не нужно, значит это действительно так.
Неуспех на сессии может сохранить массу ресурсов. Ведь если начать бизнес без договорённостей, сделать большие инвестиции, потратить время, а в результате через полгода столкнуться с недопониманием партнёра в ключевых моментах – можно потерять всё. Это и будет провалом, на самом деле.
– Как понять, что есть необходимость партнёрской сессии? Есть ли «сигналы», по которым можно заметить проблему?
– В каждой компании возникают вопросы, рабочие моменты. Это ещё не показатель необходимости партнёрской сессии. Но если бизнес стоит на пороге колоссальных изменений: расширения сферы деятельности, привлечении новых инвестиций, партнёров или впереди ожидаются серьёзные сложности и даже ошеломительный успех – то стоит задуматься о партнёрской сессии. Во всех этих случаях есть смысл освежить старые договорённости или прийти к новым.
– С какими запросами чаще всего приходят клиенты? Какие вопросы становятся наиболее проблемными?
– Зачастую партнёры сразу приходят с вопросами. Обычно их несколько, но они являются самыми важными. Чаще всего это вопросы касающиеся наследования, потенциальных конфликтов, процесса принятия тех или иных решений.
Например: «Что делать в случае смерти одного из партнёров? Смогут ли наследники получить долю в компании или будут претендовать только на стоимость доли?», «Как действовать, если появится серьёзный инвестор?», «Как партнёры будут расходиться в случае конфликта? Что кому достанется?».
– Кто может стать участником сессии: люди уже с существующим бизнесом или те, кто только готовится начать общее дело? Важно ли на каких условиях партнёры сотрудничают? Могут ли участниками стать родные люди?
– Семейный бизнес, бизнес друзей детства, бизнес людей, которые однажды пересеклись и им показалось, что они вместе смогут что-то сделать – это примеры кардинально разных партнёрств. Очевидно, что муж и жена ведут бизнес совершенно не так, как бизнесмен, который пришёл в качестве инвестора. Можно выделить порядка 7 частых партнёрств.
Если это семейный бизнес, например, то хорошо обсудить: «Что будет, если произойдёт развод? Как будет поделен бизнес: 50 на 50?» Да, это действительно неприятные вопросы. Но согласно статистике, в стране большой процент разводов. И бизнесмены от этого, к сожалению, не застрахованы.
Главное правило – любое партнёрство требует своих договоренностей. И вид партнерства накладывает лишь специфику, но не отменяет правила.
– Как подготовиться к партнёрской сессии? Ведь сессия действительно тяжёлый психологический момент для всех участников. Есть ли какие-то советы?
– Я бы порекомендовал освежить уже имеющиеся договоренности и сформулировать свой запрос. Сформулировать вопросы, которые хотелось бы обсудить. Партнёрская сессия это отличная возможность обсудить все волнующие вопросы, которые сложно задать в реальной жизни, а здесь это можно сделать через модератора.
– Вы непосредственно принимаете участие в партнёрских сессиях в качестве модератора. В чём заключается ваша роль в переговорах?
– Из своей практики я знаю гораздо больше конфликтных ситуаций, чем могут представить себе партнёры. Я выношу их на обсуждение. Я требую от каждого участника конкретного, чёткого ответа на вопрос. У партнёров всегда очень большой соблазн отвечать поверхностно. Например, на вопрос «Как вы будете действовать в ситуации, если один из вас решит выйти из бизнеса и забрать свою долю?», отвечают «Сядем и мирно договоримся!». Этот ответ не содержит конкретики, выход из ситуации остаётся неясен. Моя цель дойти до истины.
Также моя задача – подсказывать. Порой партнёры могут не знать все возможные исходы. Например, если встает вопрос: «Какие могут быть ограничения для продажи долей?». Ответ на этот вопрос требует опыта в вопросах корпоративного права. Без преувеличения могу сказать, что такой опыт у меня и моих коллег достаточно большой и разнообразный. И без меня партнёры могли бы совсем этим вопросом не задаться, либо ответить неверно. Также я фиксирую результаты диалога, договорённости в итоговом соглашении понятным и грамотным языком.
– Имея уже большой опыт в проведении сессий, можете сказать, есть ли качественные изменения во взаимоотношениях партнёров, которые прошли ваши партнёрские сессии? Получилось ли путём таких переговоров создать «фундамент», на котором держится бизнес?
– Все сессии, которые мы проводили, завершились заключением соглашения. К концу сессии уровень взаимопонимания становился заметно лучше. На этих сессиях партнёры раскрываются и узнают друг друга с разных сторон, понимают, что готовы работать вместе. Приходит понимание, что хочет каждый из партнёров и как они будут действовать в той или иной ситуации. Происходит такая «синхронизация мировоззрений», благодаря которой создаётся понятная партнёрам карта территории их бизнеса.
Узнайте подробнее о наших услугах из коммерческого предложения