15 июля 2016 г. Администрация объявила о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения г. Белово. Условиями соглашения предусматривалась передача городских объектов теплоснабжения в пользование коммерческой организации для их последующей реконструкции сроком на 10 лет. Сумма, подлежащая выплате со стороны Администрации в рамках соглашения, должна была составить 234 000 000 рублей.
При этом требования к участникам закупки, среди прочего, содержали указание на необходимость наличия разрешения на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Соответственно, по смыслу конкурсной документации, все потенциальные кандидаты на заключение соглашения, не обладающие указанным разрешением, не могли быть допущены к участию в торгах. Примечательно, что победителем торгов в этих условиях был признан участник, никакого допуска к государственной тайне не имевший.
Подобная ситуация закономерно вызывала недоумение, поскольку возникал вопрос, каким образом реконструкция коммунальных объектов хоть как-то связана со сведениями, отнесёнными к государственной тайне. В этой связи клиентом было принято решение об обращении в антимонопольный орган с просьбой дать действиям Администрации правовую оценку.
В ходе антимонопольного разбирательства Кемеровское УФАС полностью согласилось с позицией об отсутствии какой бы то ни было связи между сведениями, составляющими государственную тайну, и эксплуатацией городских коммунальных объектов. Документация, как указало УФАС, в этой связи безусловно ограничила число потенциальных участников закупки. Тем самым Администрация Беловского городского округа нарушила ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Поликутин Антон:
«Данное дело привлекает внимание тем, что при проведении такой дорогостоящей и социально значимой закупки Администрацией были допущены столь явные нарушения антимонопольного законодательства. Хотя, казалось бы, у Заказчика в этой ситуации, наоборот, должна иметься заинтересованность в привлечении как можно большего количества участников торгов, дабы иметь возможность выбора среди участников конкурса и не допустить излишней нагрузки на муниципальный бюджет. В любом случае, включение в документацию незаконных и часто вообще невыполнимых условий является довольно распространённой ситуацией в практике проведения торгов. Как показывает пример данного спора, для противодействия этому имеются работающие и эффективные механизмы».