Идти до конца
Как показывает статистика, основным заказчиком товаров и услуг в нашей стране является государство. Доля закупок для государственных и муниципальных нужд по 223-ФЗ и 44-ФЗ в экономике страны бьёт все рекорды.
На этом фоне особое значение приобретает контроль над добросовестностью заказчиков, которым порой очень хочется, чтобы победителем закупки стала дружественная компания. А когда побеждает кто-то сторонний и независимый, то к исполнителям предъявляются самые невыполнимые (а иногда и незаконные) требования.
В такой ситуации у победителей в закупках есть два варианта – расторгать контракт по соглашению с заказчиком и лишаться прибыли либо ввязываться в долгое и продолжительное противоборство с заказчиком.
Второй сценарий предполагает максимальный контроль над сроками и качеством своих работ, с одной стороны, и фиксацию каждого неправомерного шага Заказчика, точное исполнение всех, даже формальных, условий контракта, грамотная переписка – с другой стороны.
С очень похожей ситуацией столкнулся клиент нашей компании: крупная сибирская компания в сфере стандартизации и метрологии выиграла аукцион, который проводило одно из крымских энергетических предприятий.
Нашим клиентом было принято категоричное решение – контракт должен быть исполнен, никакой речи о расторжении (несмотря на предложения заказчика) быть не может.
После выполнения условий договора исполнителем заказчик начал предъявлять многочисленные дополнительные требования к результатам выполненных работ. Так, в частности, заказчик требовал, чтобы результаты работ соответствовали внутреннему локальному акту заказчика, соответствие которому сторонами не согласовывалось.
В попытках мирного урегулирования этой ситуации исполнитель шёл навстречу требованиям заказчика и неоднократно дорабатывал результат работ. Но, судя по всему, целью заказчика была не приёмка работ: все требования были направлены на то, чтобы подрядчик отказался от контракта и расторг договор по соглашению сторон.
Итогом девятимесячной переписки стал отказ заказчика от договора, при этом основаниями для отказа стали обстоятельства, которые даже не затрагивались в ходе длительных переговоров.
Не согласившись с таким поворотом событий, клиент был вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. «Признать решение об одностороннем отказе от договора недействительным» – именно такие требования были заявлены к ответчику.
Скрытые условия и неизвестные требования
На первый взгляд, ситуация выглядела достаточно понятной - каждое нарушение, которое было заложено ответчиком в оспариваемое решение, опровергалось убедительными доказательствами. Спор осложнялся только тем, что процесс шёл в арбитражном суде Крыма.
Но ситуация оказалась гораздо сложнее. Ответчик, помимо тех доводов, которые он указал в спорном решении, стал ссылаться на совершенно новые нарушения.
Суд же, в свою очередь, стал довольно детально их исследовать.
В связи с этим, задача наших юристов изменилась и состояла в том, чтобы опровергнуть не только первоначальные, но и новые доводы ответчика, а также доказать, что данные обстоятельства не имеют значения для дела, поскольку они не были заявлены как основания для отказа от договора.
Так, ответчик делал основной упор на то, что нашим клиентом не выполнены требования по согласованию программы технического освидетельствования с Ростехнадзором. Такое требование вытекало из локального акта заказчика (методические указания).
Сложность была в том, что подрядчик частично эти указания соблюдал и выполнял (добровольно для мирного внесудебного урегулирования спорной ситуации).
Такие действия заказчик пытался трактовать как признание исполнителем необходимости эти указания выполнять в полном объёме.
В результате 8-месячного судебного разбирательства истцу удалось убедить суд в том, что соблюдение этих указаний являлось правом, а не обязанностью исполнителя. Добровольное выполнение части указаний не должно влечь обязанности по их соблюдению в полном объёме.
Отдельно отметим, что в основу судебного акта легли доводы наших юристов о злоупотреблении со стороны заказчика.
Цена вопроса
Хотя сама цена контракта была незначительной, последствия для нашего клиента могли быть катастрофическими. /p>
Для крупной организации, которая регулярно участвует в закупках, такой сценарий мог повлечь в будущем огромные убытки. Дело в том, что нарушение победителем торгов условий контракта и расторжение по инициативе заказчика может повлечь для такого нарушителя очень серьёзные последствия, вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков.
К тому же, есть надежда, что впредь данный заказчик будет действовать гораздо более добросовестно.
Мы готовы изучить вашу ситуацию и предложить оптимальный вариант разрешения спора по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Будем рады видеть вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.»