Специалисты компании Юринвест помогли налогоплательщику на стадии вынесения решения по проведённой камеральной налоговой проверке доказать право на вычет по НДС и отбить доначисления налогов на общую сумму около 9 млн. руб.
В данном случае в очередной раз разбираем такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка.
Как известно, с сентября 2018 года сокращён срок проведения камеральной проверки декларации по НДС до двух месяцев.
Учитывая практику, налоговые органы и ранее в течение предоставленных им трёх месяцев не успевали провести все необходимые мероприятия, и зачастую сбор доказательств проходил на стадии дополнительных мероприятий. Как будет сейчас, покажет время.
А рассматриваемое дело как раз иллюстрирует, во-первых, формальность подхода налогового органа при проведении камеральной проверки, во-вторых, игнорирование норм действующего налогового законодательства.
Суть спора
Как известно, пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трёх лет после принятия на учёт приобретённых налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезённых им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
То есть налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику некую отсрочку для заявления вычетов по НДС и, соответственно, право на корректировку налоговой базы по данному налогу.
Проведя камеральную налоговую проверку достаточно формально, не выставив ни одного требования в период её проведения, налоговый орган решил, что налогоплательщик не уложился в срок, установленный п. 1.1 ст. 172 НК РФ, и не принял вычеты по счетам-фактурам на сумму около 9 млн. руб.
При этом контролирующий орган считал предельный срок на заявление вычетов по НДС не по дате принятия на учёт ТМЦ, а по дате выставления счёта-фактуры.
Иными словами, налоговый орган в принципе не разграничивал данные понятия: есть дата, указанная в первичном документе, значит, трёхгодичный срок считаем именно от неё.
Но зачастую в нормальной хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика бывают ситуации, когда ТМЦ доставляются на склад покупателя в более поздний период, чем дата счёта-фактуры и товарной накладной. Соответственно, в целях налогового учёта товар принимается более поздней датой, чем указано в товарной накладной (на основании, например, товарно-транспортной накладной и акта передачи ТМЦ).
Именно такая ситуация произошла у клиента компании Юринвест.
В итоге налогоплательщик получил акт камеральной налоговой проверки, в котором налоговый орган и не пытался определить дату принятия на учёт товаров по «спорным» счетам-фактурам, соответственно, очень удивился изложенным выводам и суммам доначисления.
Всё хорошо, что хорошо заканчивается
Налогоплательщик, конечно, предоставил возражения на акт проверки.
Но, как это обычно бывает, налоговый орган их не принял и назначил дополнительные мероприятия налогового контроля (именно в этот период ИФНС, по сути, проводит камеральную проверку).
Пояснения о дате принятия ТМЦ на учёт были в итоге запрошены у налогоплательщика, который их и предоставил вместе с подтверждающими первичными документами.
В итоге, по результатам проведённой камеральной проверки в отношении налогоплательщика вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности.
Наталья Болотова, партнер компании:
К сожалению, формальный подход к проведению проверок (не только камеральных, но и выездных) встречается достаточно часто.
Как показал данный пример, основаниями для этого являются не только случаи взаимоотношений с фирмами-однодневками.
Думаю, что изменения, касающиеся уменьшения срока проведения камеральных проверок декларации по НДС, не улучшат ситуацию. И сроки вынесения итогового решения, скорее всего, особо не сократятся.
Тем более, что налоговый орган всегда может воспользоваться правом на продление срока данной проверки до трёх месяцев (в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах).
Поэтому налогоплательщику, как и раньше, необходимо внимательно изучать документы, поступающие от контролирующего органа, реагировать на них согласно действующему законодательству, не забывать о своих правах и самостоятельно контролировать действия налоговых органов, не придерживаясь принципа «налоговая всегда права».