Медиа

Великий наружный демонтаж

Вот уже месяц, как в Кузбассе начали активно демонтировать щиты с наружной рекламой. Игроки рынка каждый день подсчитывают потери. По неофициальным данным в Кемерове до конца июля, согласно графикам сноса, может остаться лишь менее сотни конструкций вместо прежних более пятисот. И пока власти говорят о подготовке новой схемы размещения рекламных конструкций, предприниматели пытаются найти защиту в суде и пытаются прогнозировать будущее рынка.


От опасных намёков до закона


Первая информация о сносе конструкций появилась в конце мая. При этом власти, обратившиеся за соответствующей помощью в службы спасения, объясняли демонтаж опасностью конструкций. Так, в сообщении Кемеровского района говорилось о демонтаже небезопасных баннеров, расположенных вдоль федеральных, областных и муниципальных дорог. Хотя через несколько дней стало очевидно, что масштабы демонтажа расширятся. В самом районе было запланировано убрать все конструкции. Сообщения о сносе наружной рекламы поступали из Новокузнецка, Междуреченска, Юрги. Местные чиновники ссылались на телеграмму за подписью бывшего заместителя губернатора Кузбасса, курировавшего до последних пор сферу торговли и предпринимательства Сергея Кузнецова (после он был назначен и.о. мэра г. Новокузнецка). В телеграмме, адресованной заместителям глав городов и районов области, содержалась просьба «навести порядок в сфере наружной рекламы и убрать с центральных улиц рекламные щиты».


А в Кемерове процесс демонтажа грозил перерасти в скандал. Повод для этого дали власти. Рекламные агентства 19 июня получили письмо за подписью заместителя главы города, начальника управления городского развития Андрея Калинина с требованием «незамедлительно до 20 июня принять действенные меры по демонтажу конструкций с коммерческой рекламой банков, услуг связи, рекламы нижнего белья, сантехники и др.» В письме в качестве оснований для демонтажа назывались «некорректное или неэтичное использование образов, неполная информация, использование неоднозначных намёков и подтекстов, которые вызывают недоумение и недовольство у жителей города».


Сразу несколько рекламных агентств города обратилось за разъяснениями к автору письма. Однако никакого внятного ответа кроме указания «убирать!» они не получили. А на официальный запрос «Авант-ПАРТНЕРа» г-н Калинин ответил, уже, оперируя другими категориями. «В 2012 году в результате проведенного мониторинга законности размещения на территории города Кемерово рекламных конструкций было выявлено, что истек срок действия разрешительной документации на установку рекламных конструкций. В целях соблюдения требований действующего законодательства РФ, в 2012 году рекламным агентствам были направлены уведомления об отсутствии законных оснований размещения конструкций и необходимости их демонтажа. С начала 2013 года рекламным агентствам города Кемерово, которые в нарушение закона не произвели демонтаж рекламных конструкций, срок действия разрешения, на установку которых истёк, были направлены повторные уведомления о необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, а также уведомления об общих рекомендациях, касающиеся содержания размещаемой рекламы, увеличения объёмов социальной рекламы», – таков было ответ заместителя главы города. В ведомстве, которое следит за соблюдением законодательства о рекламе – в Управлении ФАС России по Кемеровской области связали всё происходящее ещё и с изменениями законодательства о рекламе. «Демонтаж наружной рекламы на территории Кемеровской области может быть вызван вступлением в законную силу Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, касающиеся наружной рекламы и установки рекламных конструкций, а также истечением срока действия договоров аренды земельных участков для размещения рекламных конструкций», – сообщила руководитель Управления Наталья Кухарская.


14 мая 2013 года опубликован и вступил в силу ФЗ от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в ст. 19 ФЗ «О рекламе», в Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, теперь предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, определяются субъектом Российской Федерации, однако они могут быть не менее чем пять лет и не более чем десять лет. Важное дополнение в закон состоит в том, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. С 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только на те места, которые указаны в схеме.


Неоправдавшиеся ожидания


«У нас нет законных оснований для использования рекламных конструкций. Старые договоры утратили силу, а получить новые разрешения мы не можем, поскольку, несмотря на наши обращения, область не проводит торги. Так как бумаг нет, мы ничего не можем сделать. Договоры с клиентами расторгнуты. Мы готовы узаконить размещение рекламы, но нам не дают этого сделать. А теперь мы вынуждены были закрыть свой филиал в Новокузнецке. Есть проблемы в Кемеровском районе», – рассказала Ирина Нелепина, глава рекламного агентства «Сиб-Медиа». «Отчасти в том, что происходит, есть наша вина. Мы, получается, без договоров работали. Прежние, заключённые в 2006-2007 гг., закончились. Но с другой, стороны, в чём наша вина?! Мы все ждали аукционов с прошлого года. Мы знали, что в городе началась работа по составлению плана размещения рекламных конструкций, как это требует ФЗ «О рекламе». Но тут вдруг информация о демонтаже. Мы все в шоке. Есть уже примеры, когда конструкции, которые размещены на основании действующих договоров, тоже сносят», – поделилась с «Авант-ПАРНЕРом» заместитель другого кемеровского рекламного агентства. «Сегодня в Кузбассе не щадят никого. Мы анализировали ситуацию по другим городам Сибири. Да, везде власти стали относиться к наружной рекламе строже. Но везде принимаются цивилизованные меры. Везде проходят аукционы. А в Кемерове молчание и демонтаж конструкций. Сейчас лето. Всё не так заметно из-за зелени. А что мы получим к концу года? Пустые тёмные улицы. Ведь рекламные щиты иногда освещали улицы сильнее фонарей!», – сокрушается заместитель директора крупного рекламного агентства Кемерова.


В отрасли, действительно не щадят никого. Ни крупные фирмы, за которыми стоят промышленные холдинги, ни частных предпринимателей. Но именно последние сегодня пытаются защищать свои права. По данным «Авант-ПАРТНЕРа», предприниматель Владимир Снигирёв, директор небольшого рекламного агентства на прошлой неделе подал первый иск по делу, связанному с наружкой: в арбитражный суд подан иск о признании недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кемеровского района об аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию четырёх принадлежащих ему рекламных конструкции, размещённый вдоль Елыкаевской трассы. «19 июня меня пригласили в КУМИ. Выдали предписание о демонтаже, письмо и решение об аннулировании разрешения на размещении конструкции. В письме говорилось о том, что нет договора с владельцами автодороги – Дирекцией автомобильных дорог Кузбасса. Но у меня все документы в порядке. Конструкции размещены на законных основаниях. Торги прошли в декабре 2011 года. Договор с дирекцией автодорог был подписан в июле 2012 года. В октябре 2012 года власти выдали разрешение. У меня есть все оригиналы документов. Получается, что в администрации пропали копии? Сейчас я обратился в суд об отмене этого решения. Мы добились обеспечительных мер – запрета на демонтаж конструкций», – рассказал Владимир Снигирёв. Его рекламные конструкции, кстати, остались единственными в Кемеровском районе. Сам предприниматель не теряет надежды на то, что диалог с властями возобновится и незаконного демонтажа конструкций не будет: «Я слушал выступление губернатора в начале июня, в котором он говорил о наружке. Я согласен с губернатором в том, что в этой сфере нужно наводить порядок. Но только на местах все поняли буквально и начали «пилить». Самое страшное, что всё происходит как в хорошем шпионском фильме и мы, работники отрасли наружной рекламы, враги, которых нужно победить. Где логика? Были легальны и нужны, резко стали нелегальны. Приносили деньги в бюджет, теперь эти деньги никому не нужны? Создавали и содержали рабочие места, теперь рабочие места не нужны? За что? Не понятно. Сейчас нужен не просто диалог, а долгий и внимательный деловой разговор на предмет сложившихся катастрофических последствий и ближайших перспектив наружной рекламы в Кемеровской области. Социальная ответственность – вот чем славится наша область, и власть, принимая решения о демонтаже рекламных конструкций, должна помнить о сотнях рабочих и служащих, об их личных и повседневных обязательствах».


В ожидании схемы


Как сообщил «Авант-ПАРТНЕРу» глава администрации Кемерова Валерий Ермаков, город не будет «затягивать» с принятием схемы размещения наружной рекламы: «Всё будет сделано до следующего года. Торги тоже пройдут». Мэр пояснил, что в связи с изменениями федерального законодательства внесены дополнения в устав города. И теперь размещение рекламы, разрешение на установку конструкций находится в компетенции города.


В самих рекламных агентствах пока не обладают информацией о том, как формируется новая схема. Здесь заняты подсчётом убытков, увольнением людей и демонтажём конструкций. По оценкам агентств, только бюджет Кемерова получал до 40 млн рублей за размещение наружной рекламы. В отрасли было занято порядка 1,5 тыс. человек. С исчезновением щитов, выплаты сойдут на нет, а большинству людей придётся искать новую работу, самим агентствам – менять профиль или закрываться, если им не удастся уладить проблемы с заказчиками до того момента, как будут объявлены новые торги. Ведь, не исключено, что кому-то придется возвращать клиентам уже заплаченные за рекламу деньги. В агентствах на эту тему предпочитают не говорить. А вот сами рекламодатели сейчас в поиске новых носителей рекламы.


«Мы постоянно эксплуатировали 20-40 конструкций в месяц в Кемерове и столько же в Новокузнецке. Были щиты и в других городах и районах. Договоры заключались не напрямую, а через Москву. Но мы здесь на месте видели эффективность наружной рекламы как хорошей возможности создавать общий рекламный фон банка. Теперь мы думаем, чем это заменить», – рассказал Василий Пархоменко, руководитель сектора маркетинга Кемеровского отделения Сбербанка РФ.


«Подорожник» для наружной рекламы, в основном, использует собственные объекты обслуживания. Но даже несмотря на это, нынешняя ситуация с рекламой в Кузбассе коснулась и нас. В Новокузнецке демонтирована и увезена в неизвестном направлении щитовая конструкция, находившаяся в нашей собственности. В Кемерове и Новокузнецке мы использовали щитовые конструкции для размещения указателей к нашим объектам, сейчас мы такой возможности лишились. Причём, например, нас заставили снять совершенно легальный баннер с указателем, размещённый на жилом доме и согласованный во всех инстанциях. Но основная проблема заключается для нас отнюдь не в щитовой рекламе, по поводу которой идёт шумиха. С улиц убирают штендеры, которые мы активно используем. В Кемерове мы вынуждены были это сделать под угрозой штрафа в 50 тыс. рублей. Кроме того, нужно отметить, что застопорилось согласование вообще каких-либо видов наружной рекламы. Мы либо получаем отказы, либо ситуация просто зависает в воздухе», – описывает ситуацию директор управления по маркетингу, рекламе и связям с общественностью ООО «Подорожник» Ольга Сухаревская.


«Наружная реклама – основной канал коммуникации с потребителем, которого мы теперь резко лишаемся. В течение какого-то времени потребитель останется просто неинформирован о наших новых продуктах и акциях. Быстро восполнить эту потерю невозможно. Работа была заточена под этот канал, для других теперь нужно ещё креативить, разрабатывать, делать, размещать. Несколько месяцев может пройти», – делится проблемами источник близкий крупной компании-рекламодателю.


«У нас уже есть, к сожалению, ряд случаев, когда агентство присылало нам уведомление о досрочном расторжении договора на конкретные конструкции. В первую очередь, это касалось растяжек и билбордов на центральных улицах города. Другие конструкции, типа пилларсов и брендмауэров, не трогают. Наша позиция такая – мы в курсе и будем перераспределять рекламный бюджет. Московское руководство пока не ответило, какой канал в приоритете будет в таком случае. Но моё мнение, бюджеты многих региональных компаний, если и будут перераспределяться, то в пользу радио», – говорит специалист в сфере рекламы федеральной компании в Кузбассе.


О каких-либо разбирательствах между рекламными агентствами и заказчиками, пока неизвестно.


Антон Крючков, управляющий партнёр Центра правовой поддержки «ЮрИнвест»

В том случае, если политика властей в отношении наружной рекламы вновь изменится, через год будут проведены торги и возобновится выдача разрешений, то большая часть нынешних операторов рынка наружной рекламы уже не сможет вернуться на этот рынок. Зато смогут «зайти» новые лица. Очень не хочется, чтобы все происходящее стало способом «передела» рынка наружной рекламы. Также вызывает большие вопросы судьба социальной рекламы. Размещение такой рекламы полностью подпадает под все требования, которые предъявляются к «обычной» наружной рекламе. Это значит, что при отсутствии торгов на заключение договоров и разрешений на размещение средств наружной рекламы, город остается без социальной рекламы. Иное будет означать нарушение требований закона.

Александра Фомина

Источник: Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 12 от 09.07.2013

Средняя оценка: 0   Всего проголосовавших: 0