Медиа

Нужен ли малому бизнесу аутсорсинг?

17 апреля представители бизнес-сообщества Кемерова встретились за круглым столом «Аутсорсинг для малого бизнеса: в чём выгода».


Как считает Андрей Федосеев, бизнес-консультант, управляющий партнёр программы «Знай наших!», аутсорсинг приобретает актуальность уже потому, что для рентабельного решения многих задач требуются особые компетенции, которыми обладают лишь эксперты, узкие специалисты в своей области. Таких людей по определению немного. «Любая экспертная позиция, которая позволяет оказывать компетентные услуги, формируется от 5-ти до 7-ми лет. Человек, который проработал в своей области меньший срок, не может считаться профессионалом», – утверждает Андрей Федосеев.


По его мнению, для малого бизнеса переход к использованию аутсорсинговых услуг является естественным и неизбежным уже потому, что это становится единственной возможностью развития в условиях конкуренции с крупным бизнесом, федеральными игроками рынка. «Мы проигрываем федеральным компаниям, которые могут использовать высокотехнологичные ресурсы», – полагает Андрей Федосеев. Поэтому, если те или иные специалисты и аутсорсинговые компании для отдельных предпринимателей являются чрезмерно дорогостоящими, значит, малому бизнесу нужно покупать их вскладчину. По сути, как подчеркнул Андрей Федосеев, это возврат к кооперации, незаслуженно забытому способу совместного хозяйствования, которому он даёт такое определение: «Кооперация – это организационная механика, позволяющая хозяйствующим субъектам взаимодействовать между собой на основе оказания тех или иных услуг».


Однако переход к кооперации и аутсорсингу возможен только тогда, когда предприниматель хорошо понимает всю цепочку создания стоимости своего товара или услуги. Одни из звеньев этой цепочки для предпринимателя максимально рентабельны, а другие существуют только для того чтобы поддерживать следующее звено рентабельности. «Аутсорсинг построен на том, что компания стремится накопить компетенции в ключевых местах создания стоимости», – объяснил Андрей Федосеев. Именно в этих ключевых точках возникают конкурентные преимущества компании. А вот непрофильные функции становится выгодней отдать на аутсорсинг. И особенно это касается среднего и малого бизнеса.


В современном мире, чтобы реализовывать комплексные высокотехнологические решения нужна суперконцентрация компетенций и людей. Соответственно профессионалы объединяются в команды, позволяющие решать комплексные задачи, вести профессионально интересные проекты и экономить на постоянных издержках. Поэтому квалифицированные кадры переходят в аусорсинговые компании, которые оказывают услуги сразу нескольким клиентам. Таким образом, как говорит Андрей Федосеев, «на рынке b2b-услуг происходит закрепление сфер ответственности». По его словам, «аутсорсинг – современная форма концентрации производственных компетенций», которые можно «арендовать» по мере необходимости.


Сегодня это наиболее заметно проявляется для малого бизнеса в аусорсиге бухгалтерских услуг. Как заметила Елена Скворцова, директор Центра иностранных языков «Лингва-Терра»: «Многие компании малого и среднего бизнеса сталкиваются с трудностями в поиске сотрудника, который бы обладал квалификацией и практическим опытом работы в российском бухгалтерском и налоговом учёте, МСФО, финансовом контроллинге, внутреннем аудите, управленческом учёте и бюджетировании. Но нанимать на работу такого специалиста не имеет финансовой и практической выгоды из-за отсутствия большого объёма работы, как в крупных компаниях. Поэтому естественно обращение в аутсорсинговые фирмы, которые имеют в своем составе специалистов с соответствующей квалификацией, и которые могут параллельно обслуживать несколько клиентов. Таким образом, каждый из предпринимателей-заказчиков оплачивает только часть времени финансового специалиста, что снижает расценки на услуги для каждой отдельно взятой компании».


С тем, что аусорсинг является единственным способом развития для малого бизнеса, особенно в небольших городах, таких, как Кемерово, согласился и предприниматель Василий Бочкарев. По его мнению, переход на аутсорсинг – это процесс, к которому, так или иначе, приходят все, потому что с течением времени благодаря развитию рынка аутсорсинговые услуги становятся все более эффективными. «Мы можем привести пример нашей компании. Изначально у нас была собственная охрана, программисты, рекламный отдел. На сегодняшний день большая часть этих функций передана на аутсорсинг. Это более выгодно, поскольку чётко прописано, какую ответственность они несут, и каковы гарантии качества», – рассказал Василий Бочкарев. По его словам, создать эффективно работающий непрофильный отдел в своей компании достаточно сложно.


Как заметил в ходе обсуждения Сергей Юнгблюдт, генеральный директор УК «Кузбасская сервисная компания», одной из причин обращения бизнеса к аутсорсингу является усиление конкуренции на рынке. «Чем конкуренция выше, тем ниже маржа», тем важнее управленцу понимать структуру своих затрат. Но, по его словам, не всегда можно точно определить затраты на тот или иной процесс, поскольку помимо прямых затрат есть ещё и накладные, которые не все и не всегда могут учитывать. «Для содержания бухгалтерии, например, нужен снабженец, который будет покупать бумагу, нужен кадровик, нужен компьютерщик, который сможет настроить работу системы и т.п.», – объяснил гендиректор «Кузбасской сервисной компании». Поэтому, по его словам, для того, чтобы получить прозрачность расчётов и чёткую сумму затрат, компании переходят на аутсорсинг, благодаря чему появляется возможность управлять затратами.


Доверие и профессионализм


Если в аутсорсинге столько плюсов, то почему же на деле возникают постоянные проблемы, а некоторые предприниматели, даже чувствуя необходимость и имея желание вынести некоторые функции на аутсорс, всё же, в конце концов, останавливаются на развитии собственной службы? По словам Натальи Корчугановой, генерального директора агентства недвижимости «Рикон-Панацея», в Кузбассе во многих отраслях, например в области подбора кадров, аутсорсинговые компании в настоящее время не могут предоставить услуг необходимого качества. И здесь, как выяснилось из обсуждения, содержится целый набор проблем присущих местному (а, может, и не только ему) бизнес-сообществу.


Основная – неумение ставить адекватные и измеримые цели перед внешним исполнителем, которую следующим образом обозначил в своём выступлении Антон Крючков, управляющий партнер Центра правовой поддержки «ЮрИнвест»:

Чем более точно Вы определите цели вашего сотрудничества, тем более эффективно будет Ваше взаимодействие с внешним партнёром.

Чёткая постановка задач, установление критериев их выполнения и точек контроля позволяет избежать многих проблем. Поэтому Антон Крючков рекомендует заказчикам зафиксировать цели и задачи взаимодействия в письменном виде – это может быть если не полноценный договор на оказание услуг, то хотя бы электронная переписка. По его словам:

Часто проблемы возникают из-за того, что на этапе предварительных договорённостей что-то упускается из виду».

Кстати, при постановке задач, нужно также понимать, какого уровня услугу вы собираетесь заказать. По его словам, по сути их три, в зависимости от опыта, уровня мастерства и качества выполняемых функций: «TOP» или «Мозги», «Экспертиза» и «Рутинная работа» или «Ноги». Соответственно, различается и уровень задач, и размер оплаты. И главное, как подчёркивает Антон Крючков – это доверие между партнёрами:

Залог успеха в работе с внешним исполнителем, особенно по проектам категории «TOP» является доверие». И зачастую именно отсутствие доверия не позволяет предпринимателям отдавать на аутсорс задачи категории «ТОР», то есть привлекать «Мозги».

Но доверие – это результат длительных отношений и успешной профессиональной практики, оно не рождается на пустом месте и не живёт обособленно от общих проблем бизнеса. Если уровень предоставления услуг и профессионализм отдельных представителей рынка такой, что кажется «дешевле сделать самому», то о каком аутсорсиге может идти речь? Кроме того, первоначальный выбор ограничивает недостаток информации об успешных практиках и опять же степень доверия к источнику информации. Поэтому перспективы развития аутсорсинга в регионе неотъемлемо связаны с повышением общего профессионализма бизнеса, а также координацией усилий предпринимательского сообщества для решения таких важных задач, как подготовка кадров или продвижение в молодежной среде понимания специфики работы в компаниях малого бизнеса, возможностей и ограничений предпринимательства.


По мнению Натальи Корчугановой, «хотя будущее малого и среднего бизнеса – это как раз сфера услуг, однако молодые люди не хотят идти на такую работу», в их понимании успешная профессиональная деятельность никак не связана с малым бизнесом. И это общая проблема, а не вина молодёжи, у которой нет ни соответствующего образования, ни соответствующих образцов такого пути достижения успеха. В связи с этим отсутствие понимания того, что для достижения этого профессионализма необходимо много и долго работать, а не просто «устроиться на хорошую работу», и поэтому они просто не дорастают до уровня профессионалов. И если ничего сегодня не предпринимать, то, как заметила Наталья Павловна, «через 3-5 лет некому и не с кем будет работать».


Тимур Сагдиев

Источник: Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 8 от 30.04.2013

Средняя оценка: 0   Всего проголосовавших: 0