Основные изменения налогового законодательства в 2017 году

Комментарий к изменениям Налогового Кодекса, которые вступили в силу с 2017 года, в материале Артема Устинова

Материал подготовили

В 2017 году в силу вступает множество изменений действующего законодательства Российской Федерации, в том числе и ряд изменений налогового законодательства.

Проанализировав эти изменения, мы предлагаем ознакомиться с теми из них, которые, по нашему мнению, являются наиболее интересными или могут затронуть большую часть налогоплательщиков.

1. Общие изменения налогообложения и компетенции налоговых органов.

1.1. Новое в ответственности налогоплательщиков - физических лиц.

Еще в начале 2015 года за налогоплательщиками – физическими лицами была закреплена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

С начала 2017 года начинают действовать нормы об ответственности за несообщение данных сведений – так, правила п. 3 ст. 129.1 НК РФ отныне предполагают привлечение налогоплательщика – физического лица за непредставление или несвоевременное представление указанных сведений к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Таким образом государство усиливает напор в стремлении обязать граждан декларировать имущество и платить транспортный налог и налог на имущество физических лиц.

1.2. Полномочия налоговых органов по администрированию страховых взносов.

С 1 января 2017 года вопросы администрирования платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также медицинское страхование относятся к ведомству налоговых органов.

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остаются за Фондом Социального Страхования (ФСС РФ).

С начала 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утрачивает силу, а в НК РФ и ряд нормативно-правовых актов вносятся изменения.

В широком смысле существенных изменений такой переход не повлечет. Сроки, тарифы, льготы для уплаты страховых взносов останутся неизменными.

Основным изменением является то, что теперь за отчетные периоды начиная с 1 квартала 2017 года расчеты по страховым взносам, за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должны представляться в налоговые органы.

Соответственно, отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему должна подаваться в ФСС РФ по старым правилам.

Изменился порядок сдачи отчетности и уплате страховых взносов для организаций с обособленными подразделениями. Так, теперь обособленное подразделение обязано встать на учет в соответствующем отделении ФСС РФ и уплачивать страховые взносы только в том случае, если это обособленное подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц. О полномочиях обособленного подразделения по начислению таких доходов организация обязана сообщить в ФСС РФ не позднее месяца со дня наделения подразделения соответствующими полномочиями (только для полномочий, возникших после 01 января 2017 года).

Отчетность за 2016 год представляется по старым правилам – в ФСС РФ и Пенсионный фонд, контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов остается за данными организациями. Однако полномочия на взыскание недоимки по уплате взносов вместе с полномочиями на осуществление зачета и возврата уплаченных страховых взносов, в том числе применительно к периоду 2016 года, перешли к налоговым органам.

2. Налог на добавленную стоимость.

2.1. «Налог на Google».

С начала 2017 года налогом на добавленную стоимость облагаются сделки по реализации иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг в электронной форме (главным образом через Интернет) на территории Российской Федерации.

Данное нововведение получило неофициальное название «налог на Google». В этой связи НК РФ пополнился статьей 174.2, содержащей правила уплаты налога, а также изменениями статей 83, 148.

Под услугами понимаются:

  • непосредственно услуги (рекламного характера, услуги по поиску информации, услуги администрирования, хранения информации и т. д.),
  • предоставление прав на использование программ для ЭВМ, использование, в том числе путем просмотра и прослушивания, различного цифрового контента – книг, музыки и т. д.
  • и многое другое (список приведен в пп. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса).

При этом налогом не облагаются сделки, связанные с реализацией указанных благ, если:

  • поставка товаров или оказание услуг производится без использования сети Интернет,
  • цифровой контент и программы для ЭВМ передаются покупателю на материальных носителях,
  • услуги представляют собой консультационные услуги по электронной почте,
  • услуги являются услугами по предоставлению доступа к сети Интернет.

Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен реализации услуг. Облагается по ставке 15,25%. При этом налогоплательщики не смогут заявить к вычету входящий НДС.

В то же время налогоплательщикам не придется выставлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания электронных услуг.

Отдельно стоит отметить продуманный подход законодателя к определению места реализации услуг в электронной форме. Так, территория Российской Федерации признается местом оказания таких услуг в случаях:

  • если покупатель таких услуг проживает на территории Российской Федерации,
  • если место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, находится на территории Российской Федерации;
  • если сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • если международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны обратиться в ФНС России с заявлением о постановке на налоговый учет не позднее 30 дней со дня начала реализации указанных услуг. Находящиеся на налоговом учете иностранные налогоплательщики обеспечиваются доступом к личному кабинету налогоплательщика для сдачи отчетности.

3. Налог на доходы физических лиц.

3.1. Новые правила постановки физических лиц на налоговый учет.

Пункт 7 ст. 83 НК РФ в редакции, действующей с 01 января 2017 года, позволяет налогоплательщикам - физическим лицам вставь на налоговый учет не только по месту проживания или пребывания, как было предусмотрено прежде, но и в любом налоговом органе без территориальных ограничений.

Для этого необходимо обратиться с заявлением о постановке на налоговый учет в соответствующий налоговый орган, представив такое заявление при личном визите либо посредством направления почтой.

При этом действующий принцип учёта физического лица в налоговом органе по месту проживания или пребывания - сохраняется.

3.2. Социальные налоговые вычеты на независимую оценку квалификации.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», регулирующий отношения, возникающий при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенной трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации проводится за счет средств работодателя или соискателя, в зависимости от того, по чьей инициативе организуется проведение такой оценки.

При этом расходы, понесенные соискателем на проведение такой независимой, оценки могут быть заявлены последним в качестве социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц – пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3.3. Социальные налоговые вычеты при добровольном страховании жизни до окончания налогового периода.

Изменения п. 2 ст. 219 НК РФ, вступившие в силу с началом 2017 года, позволяют работникам получить социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни до окончания налогового периода.

Для этого работнику необходимо обратиться обратится с письменным заявлением к работодателю, приложив к заявлению уведомление ФНС РФ о праве на данный вычет.

3.4. Новая форма налоговой декларации НДФД.

При формировании отчетности по данному виду налога следует учитывать новые требования законодательства.

4. Налог на прибыль организаций.

4.1. Новые правила о переносе убытков на будущие периоды.

Пункт 2 ст. 283 НК РФ с начала 2017 года претерпел довольно существенные изменения.

Редакция нормы, утратившая актуальность, предполагала, что плательщик налога на прибыль мог перенести в целях определения налоговой базы на текущий отчетный (налоговый) период всю сумму убытков, полученных в прошлых налоговых периодах в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором был получен соответствующий убыток.

Действующая редакция убирает 10-летнее ограничение, взамен добавляя два новых:

  • Налогоплательщик теперь может уменьшить налоговую базу отчетного (налогового) периода лишь на 50% от суммы убытков предыдущих периодов.
  • Перенести убытки минувших периодов можно только на отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на 2017 – 2020 год.

Таким образом, законодатель не только существенно снижает потенциал уменьшения налоговой базы за счет убытков прошлых лет, но и ставит жесткие временные рамки периодов, в которых такой перенос возможен.

Весьма вероятно, что в ближайшие три года мы увидим новые изменения данной нормы.

4.2. За пределами налоговой базы: фонды ответственности туроператоров.

Так, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с начала 2017 года предусмотрено наличие двух фондов, взносы в которые обязаны уплачивать туроператоры в сфере выездного туризма. Речь о фондах, призванных обеспечить финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам – фонд персональной ответственности туроператора и фонд резервный фонд объединения туроператоров. Средства из второго фонда используются при недостаточности средств на балансе первого.

В свою очередь, НК РФ сопровождает эти изменения корректировкой норм, предусмотренных пп. 18 п. 2 ст. 251 и п. 48.15 ст. 270, которые с 01 января 2017 года предполагают, что взносы, перечисляемые в указанные фонды, и расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств этих фондов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

4.3. Изменения классификатора основных средств по амортизационным группам.

С начала 2017 года сроки амортизации в налоговом учете подлежат определению с учетом нового классификатора основных средств по амортизационным группам.

В новой классификации изменились коды Общероссийского классификатора основных фондов. При этом изменилась группа некоторых основных средств, что привело к изменению срока полезного использования активов.

При определении нормы амортизации для тех или иных активов следует учитывать, что новые сроки службы должны применяться для объектов, введенных в эксплуатацию с 01 января 2017 года. В отношение же активов, принятых к учету до этой даты, следует ориентироваться на старые сроки службы.

4.4. Расходы на независимую оценку квалификации в составе налоговой базы.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», регулирующий отношения, возникающий при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенной трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации проводится за счет средств работодателя или соискателя, в зависимости от того, по чьей инициативе организуется проведение такой оценки.

При этом расходы работодателя на проведение такой независимой оценки учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, о чем имеется указание в пп. 23 п. 1 ст. 264 редакции НК РФ, действующей с 01 января 2017 года.

5. Упрощенная система налогообложения.

5.1. Изменяются условия применения УСН.

С 2017 года изменяются условия применения упрощенной системы налогообложения – а именно, величины лимита доходов и остаточной стоимости основных средств:

Теперь для применения УСН доходы организации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должны превышать 112,5 млн. рублей.

Показатели остаточной стоимости теперь не должны превышать 150 млн. рублей.

Увеличен и предел ограничения по доходам за отчетный (налоговый период) – теперь это значение не должно превышать 150 млн. рублей против 60 млн. рублей, что были предусмотрены прежней редакцией НК РФ.

5.2. Расходы на независимую оценку квалификации в составе налоговой базы.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», регулирующий отношения, возникающий при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенной трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации проводится за счет средств работодателя или соискателя, в зависимости от того, по чьей инициативе организуется проведение такой оценки.

При этом расходы работодателя на проведение такой независимой оценки учитываются в составе расходов для определения налоговой базы по УСН, о чем имеется указание в пп. 33 п. 1 ст. 346.16 редакции НК РФ, действующей с 01 января 2017 года.

6. Единый налог на вмененный доход.

6.1. Продление действия системы налогообложения.

Система налогообложения в виде ЕНВД будет применяться до 2021 года, а не до 2018 года, как было установлено раньше.

Данный шаг следует оценивать исключительно положительно, поскольку он, с одной стороны, позволяет оказать поддержку малому бизнесу, а с другой – сохраняет неизменным, насколько это возможно, источник налоговых доходов бюджетов уровня муниципальных образований.

6.2. Новая форма, новые правила заполнения и порядок подачи налоговой декларации ЕНВД.

При формировании отчетности по данному виду налога следует учитывать новые требования законодательства.

 

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что изменения носят преимущественно прогосударственным характером, к чему располагает как сама специфика данной отрасли права, так и экономические условия, в которых на сегодняшний день работает государственный аппарат.

Впрочем, большинство нововведений налогового законодательства являются логичными, органично вписываются в актуальную систему правового регулирования и реалий осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации.

В чем-то государство идет и навстречу бизнесу.

Администрирование налоговыми органами процессов исчисления и уплаты страховых взносов, судя по опыту взаимодействия с налоговыми органами, может повлечь рост доначисления по таким платежам в сравнении с уходящим периодом администрирования данных платежей ФСС РФ и Пенсионным Фондом.

Деятельность множества иностранных организаций с начала 2017 года облагается новым налоговым бременем. Подобный подход, безусловно, будет являться дополнительным источником дохода при формировании бюджетных средств. Но в то же время имеются реальные опасения в связи с тем, что многие коммерсанты пожелают разделить это бремя с потребителями своих услуг, что скажется на ценовой политике и, в перспективе, на сохранении за российским пользователем тяги к пиратству и потреблению нелегального контента.

Государство всячески стимулирует использование работодателями независимой оценки квалификации сотрудников, предоставляя возможность уменьшать налоговые обязательства, включая затраты на организацию оценки в состав расходов.

Новые правила переноса убытков на будущие периоды в целях исчисления налога на прибыль организации теоретически могут привести к увеличению налоговых обязательств налогоплательщиков, имеющих убытки по итогам отчетных (налоговых) периодов. Как минимум изменения указывают на то, что государство интересуется тем, как налогоплательщики реализуют соответствующую норму на практике, и изменения статьи 283 НК РФ могут последовать в обозримом будущем.

Безусловно, положительным моментом является увеличение предельных показателей доходов и остаточной стоимости для возможности применения упрощенной системы налогообложения, а также продление одного из самых выгодных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме