Публикации

Очередные изменения налогового законодательства

Первое, что необходимо отметить, комментируя последние изменения, так это, что изменений законодательства не так много.


Однако есть ряд спорных моментов, на которые необходимо обратить внимание.


1. Скорректированы обязанности банков и налоговых органов


  • С 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физ. лицами, которые не являются предпринимателями. Это правило касается также открытия или закрытия вкладов (депозитов) (п. 1 ст. 86 НК РФ).
  • Также с 1 июля 2014 года ФНС России не вправе принять решение о проведении проверки соответствия цен рыночным в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым были признаны в 2012 г., поскольку такое решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 г. (абз. 2 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

2. Заявления на получение патентов, действующих с 1 января 2015 г., необходимо подавать по обязательной форме


С 22 августа 2014 г. расширились полномочия ФНС России в сфере патентной системы налогообложения. До этого налоговое ведомство утверждало, в частности, формы патента, уведомления об отказе в выдаче патента и сообщения о несоответствии требованиям применения патентной системы налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 346.45 НК РФ в редакции, действовавшей до 22 августа 2014 г., Приказы ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@, от 23.04.2014 N ММВ-7-3/250@). С указанной даты оно утверждает и форму заявления на выдачу патента (абз. 2 п. 1 ст. 346.45 НК РФ).


Отметим, что сейчас форма такого заявления утверждена налоговой службой, но имеет рекомендательный характер (Приказ ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@). В этой связи предприниматели вправе подать заявление на получение патента в произвольной форме (Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@).


Новые положения коснутся только патентов, действующих с 1 января 2015 г (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ). Напомним, что по общему правилу заявление на получение патента подается не позднее чем за 10 рабочих дней до начала применения предпринимателем патентной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.45 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Таким образом, при подаче заявления в 2014 г. на получение патента, который будет действовать с 1 января 2015 г., необходимо использовать обязательную форму заявления. Данная форма пока не утверждена ФНС России. Однако правовые последствия в виде отказа в выдаче патента в случае незаполнения обязательных полей, которые предусмотрены такой формой заявления, могут наступить только с 1 января 2015 г. (подп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ).


3. Небольшие изменения по налогу на добавленную стоимость, которые будут применяться с 1 октября 2014 года


  • счет-фактура не составляется, в частности, при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками НДС, или налогоплательщикам, освобожденным от соответствующих обязанностей, если такое не составление предусмотрено письменным согласием сторон (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
  • при реализации недвижимости дата передачи объекта покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче) признается датой отгрузки (п. 16 ст. 167НК РФ).
  • ввоз в Россию расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России, освобождается от НДС (подп. 17 ст. 150 НК РФ).
  • если расчеты между контрагентами производятся на основе полной или частичной предоплаты, то при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав) покупатель восстанавливает НДС в сумме налога, принятого к вычету по таким товарам (работам, услугам, имущественным правам), в оплату которых подлежат зачету суммы указанной предоплаты согласно условиям договора (абз. 3 подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
  • при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав) продавец вправе принять к вычету НДС в размере налога, исчисленного со стоимости таких товаров (работ, услуг, имущественных прав), в счет которых засчитывается ранее перечисленная предоплата согласно условиям договора (п. 6 ст. 172 НК РФ).
  • по общему правилу место реализации услуг, оказываемых филиалом российской организации, устанавливается по месту, указанному в учредительных документах (п. 2 ст. 148 НК РФ).

4. Спорные моменты, которые возникли в связи с изменениями, касающимися организаций, применяющих ЕНВД и имеющих в собственности имущество, база по налогу на которое определяется как кадастровая стоимость.


Организации, применяющие спец. режим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.


Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 346.26 НК РФ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.


В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.


Для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по вопросу начала применения новой редакции п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Это связано с тем, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ), а налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:


1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы.


2) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.


Минфин России в Письме от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195 отметил, что следует придерживаться первого из рассмотренных вариантов: налогоплательщик должен исчислить авансовый платеж за девять месяцев 2014 г. и сумму налога по итогам года. Сумма авансового платежа за девять месяцев 2014 г. исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на налоговую ставку.


Сумма налога за 2014 г. должна исчисляться за период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г., являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, за вычетом исчисленной суммы авансового платежа за девять месяцев 2014 г.



Позиция налогового органа, как всегда, не бесспорная, но ее необходимо учитывать уже во втором полугодии 2014 года при расчете налога на имущество, иначе возможны споры с налоговым органом.


И это не считая, возможных споров о кадастровой стоимости данного недвижимого имущества и в целом причисления недвижимости к имуществу, база по налогу на которое определяется как кадастровая стоимость.


комментарий Натальи Болотовой к последним изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ

← Назад к списку публикацийСредняя оценка: 0   Всего проголосовавших: 0