Публикации

Новинки налогового законодательства в 2019 году

Значимые позиции практики ВС РФ по налогам за 2018 год.


2019 год наступил, и налогоплательщики уже месяц живут с теми изменениями налогового законодательства, которые вступили в силу с 01.01.2019 г.


Но что готовит нам этот год? Можно ли ждать в нём интересных событий и новых проектов?


Обязательно!


Ведь прошедший 2018 год ознаменовался важными налоговыми изменениями и нововведениями, как в законодательстве, так и в судебной практике.


В настоящем обзоре постараемся обобщить важнейшие налоговые события/позиции.


I. Новинки законодательства


1. Внесены изменения в положения НК РФ о ТЦО


По новым правилам, внутрироссийские сделки считаются контролируемыми, только когда превышен порог доходов по сделке в 1 млрд руб. В противном случае сделка не контролируется, даже если она отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ. В этих признаках есть несколько изменений, например:


  • убрали самостоятельный критерий в виде порога по доходам в 1 млрд руб. Сделка, не отвечающая признакам, которые остались в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб.;
  • добавили критерий: стороны применяют разные налоговые ставки к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка. Это не касается ряда ставок, например, для дивидендов;
  • добавили критерий: сторона является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • убрали критерий участия стороны в региональном инвестиционном проекте.

Сделки из п. 1 ст. 105.14 НК РФ (например, через посредников) контролируются, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. По прежним правилам такие сделки контролировались независимо от размера дохода.


Новые правила касаются сделок, доходы и расходы по которым налогоплательщики признают, начиная с 2019 года. Дата заключения договора не важна.


В целом данные изменения в пользу налогоплательщика.


Но тут, как всегда, появляется обратная сторона медали - расширение круга неконтролируемых сделок, а значит, территориальные налоговые инспекции будут тщательнее рассматривать цены через призму необоснованной налоговой выгоды (ННВ).


При этом подходы территориальных налоговых органов к выявлению факта «манипулирования и злоупотребления ценами» в неконтролируемых сделках имеют мало общего с подходом Федеральной налоговой службы к проверке цен в контролируемых сделках.


В таких условиях слишком рискованно «закрывать глаза» на сделки, перешедшие из категории контролируемых в неконтролируемые в связи с вступлением в силу Закона № 302-ФЗ. Напротив, в целях минимизации рисков целесообразно как на этапе планирования, так и в процессе совершения таких сделок придерживаться политики ценообразования, и основных принципов:


  • подхода к оценке обычного уровня цен и многократных отклонений, выработанными в практике по неконтролируемым сделкам;
  • деловой целью сделки, её реальной экономией;
  • фактическим документооборотом;
  • здравым смыслом, с которым согласуется деловая цель совершения сделки.

2. Основная ставка НДС с 2019 года - 20%


Для отгрузок, которые придутся на январь 2019 года или позже, будут применяться следующие новые ставки:


- 20% - основная ставка (вместо 18%);


- 20/120 - расчётная ставка (вместо 18/118);


- 16,67 - расчётная ставка (вместо 15,25).


По другим налоговым ставкам изменений нет.


Если договор предусматривает предоплату в 2018 году, а отгрузку в 2019 году, то НДС с предоплаты надо считать по расчётной ставке 18/118, а с отгрузки - 20%.


Кто из сторон договора "заплатит" за повышение ставки, зависит от того, как установлена цена:


- "цена, кроме того НДС" - дополнительные затраты понесёт покупатель. Если он имеет право на вычет, то сможет компенсировать доплату;


- "цена, в том числе НДС" или просто "цена" - повышение ставки "оплатит" продавец. Он может попытаться договориться с покупателем об увеличении цены. Получится ли в суде взыскать с покупателя разницу в цене, предсказать сложно.


3. В продолжение изменений по мероприятиям налогового контроля утверждены новые формы документов


Напомним, что с сентября 2018 года вступили в силу изменения налогового законодательства, касающиеся проведения налоговых проверок.


Приказом Минфина и ФНС № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 утверждены новые формы документов, которые выносят контролирующие органы в период осуществления своих полномочий, в том числе в период проведения проверок и по итогам их проведения.


Таким образом, налогоплательщику необходимо обращать внимание на документы, исходящие от налогового органа, на предмет их соответствия утверждённой форме.


4. При просрочке уплаты налога пени считаются иначе


Новшества два:


  • пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Ранее такого ограничения не было;
  • пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. Ранее этот день в расчёт не брался.

5. Российским организациям и ИП не надо будет перечислять "налог на Google"


Если иностранная организация реализует электронные услуги в России, то с 2019 года должна будет сама платить НДС.


Российские организации и ИП, которые покупают услуги, перестанут быть налоговыми агентами.


Чтобы получить вычет, им понадобится договор или расчётный документ с указанием суммы НДС, ИНН и КПП продавца, а также платёжки.


6. Доход, полученный физлицом при выходе из организации или при её ликвидации, — это дивиденды


С 2019 года к доходам в виде дивидендов приравнивается разница между доходом, который получен при выходе из компании или при её ликвидации, и расходами на приобретение акций, долей, паёв.


7. Возврат денег, ранее вложенных в имущество "дочек", не облагается налогом


С 2019 года в перечень необлагаемых доходов включат денежные средства, полученные организацией безвозмездно в пределах вклада в имущество, ранее внесённого деньгами. Минимальная доля участия организации в "дочке" не установлена.


Сумму вклада и полученных назад денежных средств нужно будет подтвердить документами.


8. За движимое имущество не надо платить налог


С 2019 года налог на имущество надо будет платить только по недвижимости. Движимое имущество перестанет быть объектом обложения независимо от того, подпадало ли оно под льготу раньше.


Сейчас каждый регион сам решает вопрос о налоге с движимого имущества, которое до 2018 года подпадало под федеральную льготу.


9. Изменение кадастровой стоимости недвижимости (в том числе земельного участка) в течение года: новые правила расчёта налога на имущество и земельного налога


По общему правилу, изменённая кадастровая стоимость применяется при расчёте налога на имущество/земельный налог за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчёт за текущий или предыдущие годы.


С 1 января 2019 года эти исключения скорректированы.


a. Оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок


Налог на имущество/земельный налог можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:


- изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;


- уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;


- изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;


- уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.


b. Изменение площади или других характеристик недвижимости


С 2019 года при изменении характеристик объекта налог на имущество будет считаться по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Таким образом, по старой оценке, налог придётся платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке - с изменения и до конца года. Месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа.


10. В четырёх регионах будет проходить эксперимент по спецрежиму для самозанятых граждан


С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане пройдёт эксперимент по "выводу из тени" самозанятых. Для этого придумали новый спецрежим - налог на профессиональный доход.


После перехода на этот спецрежим можно не платить:


- НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профдоход;


- НДС (кроме "ввозного");


- страховые взносы (их можно перечислять добровольно).


Вместо таких платежей предлагают вносить в бюджет:


- 4% с дохода, полученного от физлиц;


- 6% с дохода, полученного от ИП и юрлиц.


11. Вводится новый налог для компаний, добывающих нефть и газ


С 1 января 2019 года в кодексе появилась новая глава о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).


Плательщиками налога будут организации, которые осваивают участки недр для добычи нефти и газа и имеют лицензию на разведку и добычу нефти на пилотных участках недр.


Размер НДД будет зависеть от величины расчётного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учётом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырьё, а также капитальных и операционных затрат на его добычу. Ставка налога - 50%, при этом есть минимальная сумма налога.


Планируется, что поправки снизят суммарную величину НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть. НДД должен перераспределить фискальную нагрузку и перенести её основную часть на более поздние этапы разработки месторождений. Это создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья.


12. Завершается последний этап перехода на онлайн-кассы


С 1 июля 2019 года ККТ нужно начать применять в следующих случаях:


  • водитель или кондуктор продают билеты в общественном транспорте;
  • ИП на ПСН не занимаются розничной торговлей, общественным питанием и не освобождены от кассы;
  • ИП на ПСН без работников торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания;
  • организации и ИП на ЕНВД не занимаются розничной торговлей и не оказывают услуг общественного питания;
  • ИП на ЕНВД без работников торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания;
  • организации и ИП на ОСН и УСН оказывают услуги населению (кроме услуг общественного питания);
  • организации и ИП на ОСН и УСН без сотрудников оказывают услуги общественного питания;
  • ИП без работников торгуют через автоматы;
  • расчёты организаций (ИП) с физлицами в безналичном порядке, например, через кассу банка (исключение - оплата через ЭСП);
  • приём организациями (ИП) платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • зачёт и возврат организациями (ИП) предоплаты и авансов;
  • выдача организациями (ИП) займов для оплаты товаров, работ, услуг.

13. Налоговики смогут получать сведения об организации у её аудиторов


С 1 января 2019 года инспекторы смогут истребовать у аудитора сведения в двух случаях:


  • клиент аудитора не передал налоговикам данные при выездной проверке или при проверке сделки между взаимозависимыми лицами;
  • поступил запрос от компетентных органов иностранных государств.

Аудиторы должны будут предоставить сведения, если соблюдаются два условия:


a) сведения требуются для расчёта налогов, сборов, страховых взносов;


b) сведения получены при осуществлении аудиторской деятельности или оказании связанных с ней услуг.


14. Работодателей, которые не провели спецоценку, могут оштрафовать


1 января 2019 года закончился переходный период, когда в некоторых случаях можно было не проводить спецоценку. Всем компаниям и ИП, у которых останутся рабочие места без спецоценки (кроме рабочих мест надомников и дистанционщиков), грозит штраф:


  • для компании - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
  • для директора компании или ИП - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Вместо штрафа могут вынести предупреждение, но это маловероятно.


II. Позиции судебной практики


1. ВС РФ возрождает основные начала законодательства о налогах и сборах: дело Азота


В конце 2018 года ВС РФ принял судебный акт по делу А68-10573/2016 - Определение от 16.10.2018 № 310-КГ18-8658.


В данном деле судами рассматривался вопрос о правомерности применения освобождения от налога к движимому имуществу, полученному от взаимозависимых лиц (п. 25 ст. 381 НК РФ в ред. до 01.01.2019). Напомним, что ранее п. 25 ст. 381 НК РФ освобождал от налогообложения движимое имущество, принятое на учёт в качестве основных средств с 01.01.2013, за исключением имущества, полученного в результате реорганизации или ликвидации, или от взаимозависимых лиц.


В связи с исключением движимого имущества из состава объектов налогообложения с 01.01.2019 наибольший интерес в данном деле представляет не столько его положительный исход, сколько правовые подходы, которые ВС РФ привёл в обоснование своей позиции, а именно декларирование на высшем уровне базовых принципов налогообложения и целевого толкования правовых норм над буквальным содержанием норм особенной части НК РФ.


На фоне весьма распространённого пренебрежения основными началами со стороны налоговых органов, это, несомненно, положительный тренд судебной практики.


2. Суды продолжают поддерживать налоговые органы в ценовых спорах: обзор дел Уралкалия и Тольяттиазота


В сложившейся ситуации налогоплательщикам необходимо понимать всю скрупулёзность и агрессивность подхода налоговых органов к ценовым проверкам, а также то, что казавшаяся неоспоримой классическая методология в России может не сработать.


В этой связи возрастает важность ТЦО планирования и качественной подготовки ТЦО документации, когда необходимо ежегодно (а самое главное — критически) проводить полноценное исследование рыночного уровня цен/рентабельности (а не просто обновлять финансовые данные когда-то сопоставимых компаний), по возможности использовать проверочные методы, альтернативные варианты расчётов, чтобы заранее предусмотреть потенциальные вопросы налоговых органов.


3. Федеральной налоговой службой определены подходы по применению ст. 54.1 НК РФ


Основные рекомендации, которые Федеральная налоговая служба дала в Письме нижестоящим налоговым органам, сводятся к следующему:


  • При проведении проверок налоговые органы должны формировать серьёзную доказательственную базу, которая не должна ограничиваться стандартным перечнем формальных претензий к контрагенту налогоплательщика либо исключительно претензиями к первичным документам.
  • Налоговым органам следует скрупулёзно исследовать цепочку совершения сделок (будь то поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг), включая совершение сделок контрагентами второго и последующих звеньев.
  • При проведении налоговых проверок налоговые органы должны пользоваться всем арсеналом мероприятий налогового контроля.
  • Налоговые органы также должны внимательно анализировать представленные налогоплательщиком доказательства.

Многие налогоплательщики уже испытали реализацию данных рекомендаций на себе. Из приведённых рекомендаций очевидно, что налоговые органы будут с ещё большим вниманием относиться к обстоятельствам совершения сделок и исследовать их в мельчайших подробностях. Следовательно, налогоплательщики должны ещё более внимательно относиться к документированию сделки на всех её этапах – от поиска контрагента до исполнения сделки. Крайне важно также перепроверить положения внутренних политик и процедур и обеспечить их реализацию на практике.


Практика применения ст. 54.1 НК РФ также продемонстрировала, что в 2018 году налоговые органы начали применять отказ от налоговой реконструкции, анонсированный Федеральной налоговой службой в своих разъяснениях в отношении применения ст. 54.1 НК РФ ещё в августе 2017 года. Таким образом, несмотря на реальность исполнения сделки, при невыполнении одного из критериев, заложенных в ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы могут отказать не только в вычете НДС, но и в учёте расходов.


Кроме того, несмотря на указания Федеральной налоговой службы о том, что в связи с появлением ст. 54.1 НК РФ концепция должной осмотрительности более неприменима, проверка контрагентов не только не утратила своего значения, но и стала, по сути, одним из важнейших элементов подтверждения реальности сделки.


Все перечисленные аспекты – отказ от формального подхода при проведении налоговых проверок, возможный отказ от налоговой реконструкции и повышенный стандарт доказывания реальности сделки – демонстрируют, какими будут подходы по применению ст. 54.1 НК РФ в 2019 году.


Подробнее о применении ст. 54.1 на практике читайте в нашей статье: http://yurinvest.ru/nashi_pobedy/vnimanie_st_541_v_dejstvii/


4. Тренд «Дробление бизнеса» как основание доначисления налогов в ходе проверки останется и в 2019 году


В Письме от 11.08.2017 №СА-4-7/15895@ ФНС РФ определила 17 критериев, при наличии которых необходимо признавать «дробление» бизнеса незаконным.


Подробнее об этих критериях читайте в нашей статье: http://yurinvest.ru/smi_media/droblenie_biznesa_novyj_ili_nesilno_zabytyj_trend_ot_nalogovogo_organa/


За 2017-2018 гг. межрайонные инспекции по всей стране активно нарабатывали практику по данному основанию доначисления налогов. Вынесены сотни решений с миллионными доначислениями. Причём зачастую объектом налоговых органов в данном случае является малый и средний бизнес.


Судебная практика также сформировала для себя некие критерии законного и незаконного «дробления».


Пример одного судебного спора по данной категории дел можно посмотреть здесь: http://yurinvest.ru/publikacii/droblenie_cenoj_v_140_millionov_rublej/


В свою очередь, на уровне ВС РФ критерии незаконного «дробления» на сегодняшний день не сформированы, в связи с этим судебная практика по стране по данной категории дел разнообразна.


На примере уже вынесенных и «просуженных» решений, налоговые органы постепенно корректируют каждый из критериев, а также чётко определяют круг доказательств, которые им необходимо собрать в обоснование своей позиции о наличии в действиях налогоплательщика признаков незаконного «дробления».


Таким образом, можно смело утверждать, что в 2019 году основным трендом выездных налоговых проверок будет такое основание доначисления, как «дробление» бизнеса, наряду, конечно, с «однодневками».


5. Судами определены условия переквалификации заёмных отношений в инвестиционные


В 2018 году активное развитие получила судебная практика, связанная с переквалификацией внутригрупповых заёмных отношений в инвестиционные.


Основной претензией налоговых органов в большинстве дел было включение процентов по внутригрупповым договорам займа в состав внереализационных расходов налогоплательщиков. Тенденцией 2018 года стала глубина оценки налоговым органом, а вслед за ним и судом, совокупности обстоятельств заключения и исполнения договоров как показателя действительных намерений сторон.


Подробнее о судебной практике по данной категории дел читайте в нашей статье: http://yurinvest.ru/publikacii/dogovor_zajma_ot_uchreditelya_nalogovye_riski/


Но в конце 2018 года практика чуть сдвинулась в пользу налогового органа.


Так, в двух судебных решениях (Арбитражного cуда Тюменской области от 08.10.2018 № А70-8087/2018 по делу Кнауф Инсулейшн и Арбитражного cуда Республики Коми от 27.08.2018 № А29-2527/2018 по делу Нэм-Ойл), схожих по фактическим обстоятельствам, арбитражные суды пришли к выводу о правомерности указанной переквалификации, поддержав выводы налоговых органов.


В обоих делах налогоплательщик получил процентный заём (займы) от одной или нескольких взаимозависимых организаций. Проценты по договорам займа включались в расходы по налогу на прибыль, уменьшая налоговую базу, но не выплачивались либо выплачивались в «минимальном размере». Ни в одном из дел заимодавцем не были приняты реальные меры по истребованию причитающихся сумм долга либо процентов.


Суды, соглашаясь с выводом налогового органа о том, что фактические действия сторон были направлены на осуществление инвестиций, приняли во внимание следующие обстоятельства:


  • Несоответствие условий договоров займа обычной рыночной практике, которое выражалось как в отсутствии обеспечения исполнения займа при недостаточном уровне собственного капитала заёмщика, так и в условиях самого договора, согласно которым, например, проценты должны были выплачиваться после основной суммы долга, либо отсутствовал график платежей.
  • Действия сторон в течение срока действия договоров займа, в частности, регулярная пролонгация договоров, приводящая к увеличению суммы учтённых процентов, пренебрежение кредитором возможностями принудить должника к исполнению договора в судебном порядке, свидетельствующие об отсутствии намерений на создание реальных юридических последствий займа.
  • Иные сопутствующие обстоятельства, включая операции по перераспределению внутригрупповых активов, передачу кредитором должнику денежных средств сверх неисполняемого займа, предоставление займов на «постоянной основе», отсутствие источников дохода у должника.

При этом по делу № А70-8087/2018 налогоплательщик подал апелляционную жалобу, и Восьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Тюменской области и удовлетворил требования налогоплательщика.


По делу А29-2527/2018 суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.


Таким образом, судебная практика по данной категории дел только формируется, поэтому количество судебных споров относительно переквалификации заёмных отношений в инвестиционные с большой долей вероятности в 2019 году не уменьшится.


Наиболее рискованными являются договоры займа, заключённые с иностранными контрагентами, поскольку в данном случае у налогоплательщика в арсенале нет аргумента об отсутствии ущерба бюджету ввиду «зеркального» характера начисления процентов у заимодавца и заёмщика. В связи с этим рекомендуется проводить всестороннюю оценку налоговых рисков на этапе планирования внутригрупповых операций, что позволит выбрать оптимальный вариант финансирования бизнеса.


6. Тренд «установление умысла» в ходе проведения проверки также будет актуален в 2019 году


Напомним, что в 2017 году ФНС РФ в совместном письме с СК РФ (Письмо от 13.07.2017 г. №ЕД-4-2/13650@) определила необходимость установления налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок умысла налогоплательщика при совершении налогового правонарушения. Кроме того, Служба указала на признаки, которые необходимо установить при доказывании умысла.


В результате межрайонные инспекции в 2018 году активно начали по итогам проведённых проверок привлекать налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 122 НК РФ (правонарушение, совершённое умышленно).


Далеко не всегда инспекторами устанавливались признаки умышленной формы вины, но, в связи с тем, что суды обычно поддерживают позицию налоговых органов в данном вопросе, то утруждаться в части поиска доказательств и не стоит.


Считаем, что данная тенденция также будет продолжена и в 2019 году, ведь установление умысла в рамках налоговой проверки является прямой дорогой в правоохранительные органы.


А как мы помним, ещё одной тенденцией 2018 года является активное участие данных органов в проводимых налоговых проверках.


Более того, сами проверки нередко начинаются на основании документов, полученных правоохранительными органами в рамках проведённых оперативно-розыскных мероприятий.


Плюс не стоит забывать, что в 2018 году бюджет очень активно пополнялся за счёт добровольных оплат недоимок, пеней, штрафов по налогам в рамках расследуемых уголовных дел.


Будьте бдительны и удачного нам всем 2019 года!


← Назад к списку публикацийСредняя оценка: 4  Всего проголосовавших: 4