Публикации

Комментарий управляющего партнера центра правовой поддержки «ЮрИнвест» Антона Крючкова по поводу демонтажа наружной рекламы.

Начиная с мая 2013 года с улиц города Кемерово один за одним стали исчезать рекламные конструкции. Демонтаж производится силами муниципальных властей и специализированных организаций.


Во-первых, надо отметить, что правовой основой для всех происходящих событий является, безусловно, закон о рекламе.


Так, согласно п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого местного самоуправления. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.


Формальным правовым поводом для демонтажа чаще всего является отсутствие именно таких разрешений.


Наружная реклама


Стоит отметить, что с мая текущего года изменен порядок демонтажа конструкций, эксплуатируемых без разрешения.


Теперь владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления. В случае невыполнения требований предписания владельцем конструкции, орган местного самоуправления теперь имеет возможность самостоятельно во внесудебном порядке осуществить такой демонтаж. Ранее это было возможно лишь по решению суда.


Демонтаж «первой партии» рекламных конструкций вполне мог произойти с нарушением установленного месячного срока. Не исключаю, что это обстоятельство станет предметом изучения Арбитражного суда по искам рекламодателей о возмещении причиненных убытков.


Но нельзя забывать о другом важном обстоятельстве. В чем причина отсутствия этих разрешений?

Она заключается в том, что городские власти приняли решение не проводить соответствующие торги. В итоге, у рекламных компаний истек срок действия старых разрешений, а новые им никто не выдает, поскольку торги не проводятся.


Это вполне согласуется с теми указаниями, которые можно легко найти в ряде документов, опубликованных в интернете. Речь идет о телеграмме Губернатора Кемеровской области главам городов и районов области, а также из письма Администрации города Кемерово, адресованного руководителям рекламных агентств города.


Эти документы содержат вполне конкретное указание на недовольство властей образами, информацией и намеками, которые используются рекламодателями.


Впрочем, несмотря на расхождение (предполагаемых) реальных причин с формальными правовыми основаниями, надо отметить, что ситуация в целом укладывается в правовое поле.


Оставлю без комментариев случаи аннулирования разрешений и выдачи предписаний о демонтаже конструкций в трехдневный срок, т.е. с нарушением норм действующего законодательства. Правомерность таких ситуаций оценит суд.


Соответствующие исковые заявления уже подготовлены юристами нашей компании и предъявлены в Арбитражный суд.


Если же оценивать ситуацию менее формально, то лично у меня возникают сомнения в обоснованности такой резкой и жесткой «чистке» города от наружной рекламы.


Безусловно, большая часть рекламных конструкций установлена с нарушением соответствующих требований. Имеют место не всегда корректные образы. Количество рекламных щитов в областном центре превышает все разумные пределы.


Но, на мой взгляд, победа «ампутации» над «лечением», не лучший выход из ситуации.

Никто не мешает муниципальным властям осуществлять более жесткий контроль за выполнением технических требований к размещаемым конструкциям.


Если имело место нарушение требований законодательства к содержанию рекламных материалов, то почему бы просто не активизировать работу по контролю за соблюдением таких правил?


Если рекламные конструкции стали «засорять» исторический центр города, то почему бы просто не убрать этот вид рекламы именно из центра?


В результате, вместо того, чтобы плавно и безболезненно исправить ситуацию, совершаются действия, которые влекут прекращение деятельности целой отрасли. А демонтаж всех рекламных конструкций приведет именно к этому.


Я умышленно не апеллирую к таким доводам как 1500 рабочих мест и миллионы налоговых поступлений в бюджет. Это и так очевидно.


Вызывает озабоченность и еще одно обстоятельство. В том случае, если политика властей в отношении наружной рекламы вновь изменится, через год будут проведены торги и возобновится выдача разрешений, то большая часть нынешних операторов рынка наружной рекламы уже не сможет вернуться на этот рынок. Зато смогут «зайти» новые лица. Очень не хочется, чтобы все происходящее стало способом «передела» рынка наружной рекламы.


Также вызывает большие вопросы судьба социальной рекламы. Размещение такой рекламы полностью подпадает под все требования, которые предъявляются к «обычной» наружной рекламе. Это значит, что при отсутствии торгов на заключение договоров и разрешений на размещение средств наружной рекламы, город остается без социальной рекламы.


Иное будет означать нарушение требований закона.

Еще больше вопросов возникает в связи с предстоящими в сентябре текущего года выборами. Средства наружной рекламы всегда очень активно использовались для проводимых кампаний тех или иных кандидатов. Каким образом будет осуществляться «продвижение» теперь, будет понятно уже в ближайшее время.



Комментарий подготовлен по просьбе общественно-политического издания «Русская планета»


← Назад к списку публикацийСредняя оценка: 0   Всего проголосовавших: 0