Публикации

Изменения налогового законодательства, касающиеся процедуры налогового контроля, вступившие в силу в сентябре 2018 г.

3 августа 2018 г. Президентом России подписан закон № 302-ФЗ, которым вносятся довольно масштабные изменения в налоговое законодательство РФ.


Анализ внесённых поправок позволяет сделать вывод, что в большей степени они касаются «процедурных» моментов налогового контроля.


Расскажем об этом подробнее.


1. Изменились сроки проведения камеральных проверок

До внесённых изменений, срок проведения камеральной налоговой проверки был ограничен тремя месяцами. Теперь же внесённые в пункт 2 статьи 88 НК РФ поправки устанавливают новые сроки проведения камеральных налоговых проверок - два месяца со дня представления соответствующей налоговой декларации.


Однако, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев.


Необходимо отметить, что двухмесячный срок камеральной проверки установлен только в отношении налоговой декларации по НДС.


В части камеральных проверок налоговой декларации, например, - по налогу на прибыль организаций, расчётов по НДФЛ, представляемых налоговыми агентами, сроки таких проверок не изменились и остались прежними – три месяца.


При этом, на наш взгляд, упомянутая поправка носит больше технический характер, поскольку, к сожалению, ни НК РФ, ни судебная практика не устанавливают чёткий и однозначный перечень признаков, указывающих на возможное нарушение закона, которые могут обусловливать необходимость продления срока камеральной налоговой проверки ещё на один месяц.


Поэтому полагаем, что, как и раньше, камеральные проверки, в том числе и деклараций по НДС будут проводиться в трёхмесячные сроки, поскольку руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в большинстве случаев сможет найти основания для продления срока проверки еще на один месяц и привести соответствующую мотивировку в решении о продлении срока проверки, например, просто указав в решении о продлении, что имеются признаки, указывающие на возможное нарушение закона о налогах и сборах.


2. Поправки в НК РФ конкретизировали предмет повторной выездной проверки

Дело в том, что в редакции, действовавшей до 03.09.2018 подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ содержал норму о том, что в рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточнённая налоговая декларация.


Внесённые поправки теперь определяют, что именно должны проверить налоговые инспекторы в ходе повторной проверки - правильность исчисления налога на основании изменённых показателей уточнённой налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).


Иными словами, теперь налоговый орган должен будет установить правильно ли исчислен налог на основе показателей, скорректированных уточнёнкой. При этом проверяться должны только те показатели, из-за которых уменьшилась сумма налога или увеличился убыток.


3. «Но протокол допроса нам обязаны давать…»

Ура. Свершилось. Наконец-то, на законодательном уровне урегулирован вопрос о праве допрошенного свидетеля, получить протокол допроса и о соответствующей обязанности налогового органа выдать его.


Полагаем, что многие налогоплательщики, свидетели, сталкивались с ситуацией отказов налоговых органов выдавать копию протокола допроса допрошенному лицу, мотивируя свой отказ отсутствием в налоговом законодательстве нормы, устанавливающей данную обязанность.


В лучшем случае, на запрос свидетеля: «Выдайте, пожалуйста, копию протокола допроса» следовал ответ: «Пишите заявление, в установленный срок рассмотрим и дадим разъяснения».


Теперь же всё изменилось, законом № 302-ФЗ статья 90 НК РФ дополнена пунктом 6 следующего содержания:


«Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе».


Считаем, что данное изменение имеет существенное значение. Зачастую в качестве свидетелей допрашиваются работники организации, и наличие у них копии протокола допроса позволяет налогоплательщику иметь представление о сути вопросов, задаваемых свидетелям.


В свою очередь, анализ задаваемых вопросов позволяет в той или иной степени определить «вектор мысли» проверяющих и лучше подготовится к возможному спору с налоговым органом, в случае несогласия с доначислениями по итогам налоговой проверки.


4. Новая обязанность налогоплательщика

Как говорится: «ложка дёгтя может испортить целую бочку мёда», и этой «ложкой дёгтя», по нашему мнению, является поправка в НК РФ, внесенная законодателем в пункт 5 статьи 93 НК РФ.


В действовавшей до 03.09.2018 редакции, данная норма устанавливала категоричный запрет на истребование налоговым органом у налогоплательщика документов, ранее представленных при проведении камеральных или выездных налоговых проверок проверяемого лица.


И если в направленном налогоплательщику требовании были поименованы документы, которые уже представлялись, и налогоплательщик достоверно знал, что они имеются у проверяющих, по сложившейся практике, достаточно было указать на данное обстоятельство в ответе на требование.


Анализ же ныне действующего пункта 5 статьи 93 НК РФ показывает, что с одной стороны вроде бы установлено право налогоплательщика не представлять в налоговые органы документы, которые были представлены им ранее, но в тоже время, теперь налогоплательщик не может ограничиться только лишь указанием на сей факт в ответе налоговому органу, а должен уведомить инспекцию в установленный для представления документов (информации) срок (10 рабочих дней со дня получения требования) о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).


Следует отметить, что данные действия не нужно производить в случае, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращённых впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.


Таким образом, теперь, чтобы воспользоваться правом на непредставление документов повторно, налогоплательщик как минимум, должен обладать всеми реквизитами документа, подтверждающего факт его направления в инспекцию в предшествующие периоды.


В виду изложенного, полагаем, что если налогоплательщик не предоставит чёткую информацию о направлении ранее в инспекцию документов, то у него имеются риски быть привлечённым к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, поскольку в таком случае, налоговый орган может подойти формально к данному вопросу и счесть ответ налогоплательщика отказом в представлении документов (информации), что может привести к негативным последствиям.


Поэтому налогоплательщикам следует более серьёзно подходить к вопросам надлежащего хранения сопроводительных писем, которыми направляются документы в налоговые органы во исполнение их требований.


5. Увеличены сроки представления документов по конкретной сделке

С 03.09.2018 изменился срок представления документов по требованию налогового органа, вынесенному в порядке статьи 93.1 НК РФ (Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках).


Теперь в пункте 5 статьи 93.1 НК РФ указано, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).


Ранее этот срок составлял 5 рабочих дней.


При этом статья 93.1 НК РФ также дополнена положениями о направлении уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены.


При наличии такого уведомления налоговый орган - вправе продлить срок представления соответствующих документов (информации).


Уведомление о невозможности представить документы должно быть мотивированным, то есть нельзя ограничиться фразами типа «документов нет и всё», в уведомлении следует обосновать, почему нет документов, по какой причине, если документы ранее представлялись, то когда, указать реквизиты сопроводительного письма.


Данные изменения, несомненно, являются положительными с точки зрения налогоплательщиков, так как зачастую объём запрашиваемых документов даже по «встречной» проверке является огромным и исполнить требование в 5-ти дневный срок физически невозможно.


6. Работы у налоговых инспекторов будет больше

Существенные изменения касаются норм НК РФ, регламентирующих порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.


Теперь начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.


Ранее такой процессуальный документ у налоговиков отсутствовал, какого – либо документа по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором бы фиксировались фактические обстоятельства, установленные в ходе таковых мероприятий, не составлялось.


В настоящий момент нет формы (шаблона) дополнений к акту налоговой проверки, но полагаем, что за основу налоговыми органами будет взята на вооружение форма акта проверки, утверждённая приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.


Важным моментом является то, что законом 302-ФЗ определён срок составления дополнения к акту проверки - пятнадцать дней со дня окончания таких мероприятий, после чего указанный документ с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).


При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.


Если же налогоплательщик уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, это является основанием для направления такого документа по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.


Наконец, налогоплательщику вручены дополнения к акту налоговой проверки, но что же делать дальше?


А дальше – всё очень просто и понятно: в случае несогласия с выводами, содержащимися в этом важном документе, налогоплательщик, в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения и при желании или необходимости приложить к ним документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность своих возражений.


Также безусловным остаётся право налогоплательщика на ознакомление, как с материалами налоговой проверки, так и с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.


Очень важной, на наш взгляд, является поправка, внесённая в абзац 2 пункта 4 статьи 101 НК РФ о том, что при рассмотрении материалов налоговой проверки будут исследоваться только те доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться.


До 03.09.2018 приведённая норма НК РФ не предусматривала такого условия, теперь же, если налогоплательщику не предоставят возможность ознакомиться с доказательствами до их рассмотрения, исследовать их во время рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа будет не вправе.


Таким образом, поправки в НК РФ в части порядка рассмотрения материалов проверки хоть и увеличивают общий срок на принятие решения по результатам налоговой проверки, но по своей сути они являются положительными для налогоплательщика, поскольку дают последнему возможность более подробно уяснить смысл вменяемых ему доначислений, и в тоже время, надеемся, будут дисциплинировать сотрудников налоговых органов, которым теперь дополнительно придется обосновывать свои доводы.


Схема сроков вынесения решения по проведённой налоговой проверке с 03.09.2018 г.:

Вынесение акта налоговой проверки



5 рабочих дней на вручение налогоплательщику



Подготовка возражений налогоплательщиком (1 месяц с даты получения акта проверки)



Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по его итогам: о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении, либо о проведении дополнительных мероприятий (10 рабочих дней после истечения срока на представление возражений на акт проверки)



Дополнительные мероприятия налогового контроля (в срок до 1 месяца с момента вынесения решения об их проведении)



Подготовка дополнений к акту проверки (15 рабочих дней по истечении срока проведения дополнительных мероприятий)



5 рабочих дней на вручение дополнения к акту налогоплательщику



Подготовка возражений на дополнения к акту налогоплательщиком (15 рабочих дней с момента получения дополнений)



Рассмотрение материалов проверки с учётом дополнительных мероприятий и вынесение решения по его итогам: о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении (10 рабочих дней после истечения срока на представление возражений на дополнения к акту проверки)



5 рабочих дней с момента вынесения на вручение итогового решения налогоплательщику


Обращаем внимание, что указанные сроки применяются при вынесении налоговым органом решений по результатам налоговых проверок, начавшихся после 03.09.2018.


← Назад к списку публикацийСредняя оценка: 5  Всего проголосовавших: 4